период 15 -17 вв, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнеров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе. Историки обычно соотносят «Великие географические открытия» с первопроходческими дальними морскими путешествиями португальских и испанских путешественников в поисках альтернативных торговых путей в «Индии» за золотом, серебром и пряностями.
Португальцы начали систематическое исследование атлантического побережья Африки в 1418 году под покровительством принца Генриха, в конечном счёте обогнув Африку и войдя в Индийский океан в 1488 году.
В 1492 году в поисках торгового пути в Азию испанские монархи одобрили план Христофора Колумба отправиться на запад через Атлантический океан в поисках «Индий». Он высадился на континент, не нанесенный на картах, открыв для европейцев «Новый Свет», Америку. С целью предотвращения конфликта между Испанией и Португалией был заключен Тордесильясский договор, по которому мир был разделен на две части, где каждая из сторон получала эксклюзивные права на открываемые ими земли.
В 1498 году португальская экспедиция под руководством Васко да Гамы смогла достигнуть Индии, обогнув Африку и открыв прямой торговый путь в Азию. Вскоре португальцы ушли ещё дальше на восток, достигнув «Островов Пряностей» в 1512 году и высадившись в Китае годом позже.
В 1522 году экспедиция Фернана Магеллана, португальца, состоявшего на испанской службе, отправилась на запад, совершив первое в мире кругосветное путешествие. Тем временем испанские конкистадоры исследовали американский континент, а позже некоторые из островов юга Тихого океана.
В 1495 году французы и англичане и, немного позже, голландцы включились в гонку за открытие новых земель, бросив вызов иберийской монополии на морские торговые пути и исследуя новые маршруты, сначала северные, затем через Тихий океан вокруг Южной Америки, но в конечном счёте последовав за португальцами вокруг Африки в Индийский океан; открыв Австралию в 1606 году, Новую Зеландию в 1642 году и Гавайские острова в 1778 году. Тем временем с 1580-х по 1640-е годы русские первопроходцы открыли и покорили почти всю Сибирь.
Великие географические открытия способствовали переходу от средневековья к Новому времени, вместе с эпохой Возрождения и подъёмом европейских национальных государств. Карты далёких земель способствовали развитию гуманистического мировоззрения и расширению кругозора, породив новую эпоху научного и интеллектуального любопытства.
одвижение европейцев в новые земли привело к созданию и подъёму колониальных империй, при контактах между Старым и Новым Светом происходил колумбов обмен: перемещались по планете растения, животные, продукты питания, целые народы (в том числе рабы), инфекционные болезни, а также шёл культурный обмен между цивилизациями, это был один из важнейших этапов глобализации в экологии, сельском хозяйстве и культуре в истории. Европейские открытия (англ.)русск. продолжились и после эпохи Великих географических открытий, в результате чего вся поверхность земного шара была нанесена на карты, а далёкие цивилизации смогли встретиться друг с другом.
Но́воевре́мя (или новая история) — период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.
Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм».
Не все народы вступили в этот период одновременно.
Несомненно одно: в данный отрезок времени происходитвозникновение новой цивилизации, новой системы отношений, европоцентристского мира, «европейского чуда» и экспансия европейской цивилизации в другие районы мира.
Периодизация.
Как правило, в советской историографии, в рамках формационной теории, её начало связывали с английской революцией середины 17 века, начавшейся в 1640 году. Среди других событий, которые принимаются в качестве исходного рубежа Нового времени, называют события, связанные с Реформацией (1517), открытие испанцами в 1492 году Нового Света, падение Константинополя (1453) или даже начало Великой Французской революции (1789).
Ещё сложнее обстоят дела с определением времени окончания данного периода. В советской историографии безраздельно господствовала точка зрения, согласно которой период новой истории закончился в 1917 году, когда в России произошла социалистическая революция. Согласно наиболее распространенной современной точке зрения, рассмотрение событий, связанных с Новым временем, следует завершать Первой мировой войной (1914—1918).
Дискуссия по вопросу о периодизации новой истории продолжается и сегодня.
При этом внутри эпохи Нового времени обычно выделяются два подэтапа, их границей служат Наполеоновские войны — от Великой французской революции до Венского конгресса.
Наука
Не только представления европейцев о Земле претерпели значительные изменения, но и место самой Земли во Вселенной подверглось пересмотру — ещё более радикальному. В 1543 году из-под печатного станка вышла книга Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер», в которой провозглашался отказ от господствовавшей в течение почти полутора тысяч лет геоцентрической системы Птолемея.
Техника и производство
Ещё большее влияние на повседневную жизнь людей оказало развитие техники на рубеже 15—16 веков. Одной из самых важных инноваций того времени оказалось книгопечатание. Изобретение и внедрение несложной, казалось бы, технологии оказало революционное влияние на скорость тиражирования и распространения информации, а также на её доступность (печатные книги были намного дешевле рукописных). Изобретателем книгопечатания считается Иоганн Гутенберг. Приблизительно в 1440 году он построил свой печатный станок. Удалось разработать технологию изготовления штампов (литер) не из дерева, а из металла. И именно он внедрил самую важную идею — набор текста из отдельных букв вместо изготавливания доски — штампа для всей страницы.
С наступлением Нового времени на смену ремесленному производству Средних веков приходит мануфактурный тип производства. На мануфактурах труд оставался ручным, но в отличие от средневековых мастерских было внедрено разделение труда, за счёт чего значительно выросла производительность труда.
Важное значение имело развитие горного дела и металлургии.
Также с XVI века для отопления и в производстве стал использоваться ископаемый уголь.
Источник: studopedia.ru
|
Источник: nashuch.ru
Точно определить границу, отделяющую одну эпоху от другой, всегда трудно. В русской (советской) историографии долгое время считалось, что гранью между средневековьем и новым временем было начало Английской буржуазной революции (1640-е гг.), которая дала толчок развитию капитализма. Но закат средневековья начался примерно за два века до этого. Еще вa XV в. стали закладываться основы буржуазного производства, появился новый социальный тип — предприниматель, делец. Начался бурный рост производства, в котором все активнее использовались технические изобретения. Иным стал и темп жизни: средневековая медлительность уступала место бурному, энергичному стремлению вперед. Эту эпоху (XV-XVI вв.), когда закладывались основы современной западноевропейской цивилизации, называют ранним новым временем.
Одной из его главных черт было начало создания глобальной, океанической цивилизации. Это стало возможным в результате Великих географических открытий, положивших конец замкнутости Запада, сделавших его связи с Востоком постоянными. Эти связи существовали и раньше, но они были весьма ограниченными. Ничего не изменили и крестовые походы XI- XIII вв.: крестоносцам в конечном счете пришлось отступить, и все земли, временно захваченные ими, вернулись к мусульманам.
Но с рубежа XV-XVI вв. все изменилось. Расцвет европейской экономики и торговли вызвал потребность в драгоценных металлах. Несметные богатства Востока манили европейских купцов и мореплавателей. Португальские, испанские, а затем и другие корабли устремились к далеким берегам Индии. Попутно мореплаватели открывали новые побережья и острова, был открыт и гигантский континент — Америка (1492). Границы известного европейцам мира стремительно раздвигались.
Сталкиваясь с другими цивилизациями, европейцы подходили к ним прежде всего с точки зрения их практической полезности для себя. Поэтому, например, в ходе завоевания Америки португальцами и испанцами (Конкисты) были, по сути дела, уничтожены древние цивилизации инков, ацтеков и майя, уже имевших свою государственность (хотя и не столь развитую, как у европейцев). А Африканский континент стал источником дешевой рабочей силы — негров-рабов. С начала XVI в. Португалия, а затем Голландия, Англия и Франция возродили давно ушедшую в прошлое работорговлю. Негров захватывали на западном побережье Африки или покупали за бесценок у местных вождей и перевозили в Америку, где требовались рабочие руки. Европейцам это было выгодно, а Африка лишилась сотен тысяч своих сынов, нарушились сформировавшиеся на континенте торговые и экономические структуры.
Иначе сложились отношения Запада с азиатским Востоком. Япония и Китай, страны высокоразвитых цивилизаций, попросту закрыли свои границы, почти полностью запретив въезд иностранцам. Только к середине XIX в. европейцы силой «открыли» эти страны. А вот в политически раздробленную Индию, где пришла в упадок некогда сильная держава Моголов, им удалось проникнуть без особого труда. Европейские компании прочно утвердились в Индии, которая фактически (а затем и формально) лишилась самостоятельности.
Европеизация планеты, принимавшая, как правило, насильственные формы, порой исключительно жестокие, привела к значительным сдвигам и в самой Европе. Торговые центры сместились из Средиземноморья в голландские, английские и прочие порты Атлантики. Приток заморского золота вызвал «революцию цен». Усложнились финансовая система и банковское дело. Появление новых рынков сбыта дало мощный толчок развитию промышленности и торговли. Все это в конечном счете вело к складыванию капиталистических отношений.
Великие географические открытия разрушили средневековую картину мира. Пределы его как бы раздвинулись, а кругосветное путешествие .португальца Ф. Магеллана (1519-1522) подтвердило догадку о том, что земля имеет форму шара. Но главной причиной перелома в умах, в представлениях о мире был невиданный взлет научной мысли. Огромный рывок в развитии техники и естественных наук говорил о беспредельности возможностей человеческого разума.
Развитие естествознания шло рука об руку с расцветом материальной культуры, оба эти процесса как бы подпитывали друг друга. Ручной труд стал вытесняться машинным (например, в горном деле), были изобретены печатный станок, ряд сложных приборов (барометр, телескоп, микроскоп и пр.). Гелиоцентрическая теория польского ученого Н. Коперника (1473- 1543) перевернула прежние представления о Вселенной. Оказалось, что Земля, считавшаяся центром мироздания, — лишь ничтожная пылинка в безграничном космосе.
Мощное развитие науки углубило ее разрыв с религией. Конфликты с церковью нередко оканчивались трагически для ученых. Но остановить развитие естествознания было уже невозможно.
Этот бурный процесс оказал огромное влияние и на философию: ведь новая картина мира требовала и нового философского осмысления. Кого-то из философов эта новизна приводила в растерянность, другие создавали оптимистичные теории, предрекая дальнейшее развитие научной мысли. Европейский рационализм, пробудившийся еще в раннее средневековье, в XVI- XVII вв. получил новый мощный импульс.
В эпоху раннего нового времени обретали силу буржуазные отношения. Они зародились еще в конце XIV в. в крупных торговых городах Италии, а затем распространились в Англии, Германии, Франции, других странах. Центрами развития капитализма были города, где складывалась новая общественная прослойка: купцы, ростовщики, цеховые мастера и пр. Все они располагали капиталами (чаще всего нажитыми на торгово-ростовщических операциях) и стремились не прятать их в сундуках, а вкладывать в производство, чтобы получить высокую прибыль. На смену цеху приходит мануфактура, основанная на внутреннем разделении труда. Предприниматель, нанимавший на мануфактуру рабочих, владел средствами производства и сам организовывал его процесс.
Известно две формы мануфактуры. Основной считалась рассеянная: предприниматель раздавал сырье ремесленникам-надомникам и получал от них готовый товар или полуфабрикат. Владелец централизованной мануфактуры сам содержал рабочее помещение (мастерскую, верфь, шахту и т. д.), приобретал сырье, материалы и оборудование.
В буржуазные отношения втягивалась и деревня (правда, гораздо медленнее, чем город). Возникали фермерские хозяйства с использованием наемного труда крестьян, фактически уже переставших быть таковыми в результате потери земли. В роли предпринимателей в деревне выступали богатые крестьяне, купцы и даже сами феодалы. Так было, например, в Англии, где «новые дворяне» (джентри) сгоняли крестьян с земли и превращали ее в пастбища для овец, шерсть которых шла на продажу. Но гораздо чаще землевладельцы предпочитали сохранять старые порядки.
Поскольку именно на селе производилась основная часть продукции, темпы развития капитализма зависели от быстроты и глубины проникновения буржуазных отношений в деревню. В Англии и Северных Нидерландах, где бурный расцвет мануфактур совпал с обуржуазиванием деревни, капитализм развивался особенно быстро. Эта эпоха породила нового героя — предприимчивого, энергичного человека, способного выдержать жесткую конкуренцию и создать капитал буквально из ничего.
Однако в XV-XVI вв. новый, буржуазный уклад даже в Англии и Нидерландах существовал в рамках старых, феодальных отношений. Феодально-монархические порядки были еще достаточно сильны, и в ряде европейских стран (Италия, Германия, Испания, Португалия и др.) наступление капитализма было на время остановлено. Это сопровождалось усилением королевской власти, которая при поддержке дворянства сменила диалог с обществом на диктат, стала абсолютной. Правда, многие монархи пытались поддерживать некий баланс сил в обществе, но и их власть отвечала прежде всего интересам дворянства.
От того, насколько умело и охотно проводилась в жизнь подобная тактика, зависел уровень социальной напряжённости в той или иной стране. Но даже в- Англии, где короли во многом поддерживали новые процессы (предоставляли льготы купцам, поощряли колониальные захваты, законами против бродяг и нищих обеспечивали предпринимателям дешевую рабочую силу), надеясь этим ослабить их натиск, мало что удалось изменить принципиально. Капитализм продолжал стремительно развиваться, внутренний конфликт в обществе обострялся, и довольно быстро это привело к кризису власти и к революции.
Почему же буржуазные отношения зародились именно в Европе, а не, например, в достаточно развитых Японии или Китае? Видимо, «европейское чудо» объясняется тем, что Западная Европа была прямой наследницей греко-римского мира с его необычайно высоким для древности уровнем развития товарно-денежных отношений, правом на нерегламентированную собственность и ориентацией на активную созидающую личность. Становление капитализма было бы невозможно и без городских коммунальных движений, в ходе которых в городах -формировалась прослойка людей, располагавших свободными капиталами, — зародыш буржуазии. Оформление активных, отстаивающих свои права сословий вынуждало государство идти на сотрудничество с ними. Важным было и то, что церковь уже в XIII в. смягчила свое отношение к коммерции, ростовщичеству и прочим занятиям, которые традиционно считались «нечистыми».
Наконец, именно в Западной Европе в XV- XVI вв. благодаря двум грандиозным явлениям — Ренессанса и Реформации — произошел подлинный переворот в духовной жизни. Ренессанс был возрождением античного наследия, мирского начала в культуре. Зародившись в Италии во второй половине XIV в., он в XV-XVI вв. постепенно охватил все страны Европы. Современники воспринимали Ренессанс как «светлый век», пробуждение от «тьмы» средневековья. Именно в ту эпоху и появилось название «средние века»>- нечто промежуточное между античностью и новым временем.
Культура Возрождения, вначале бывшая достоянием немногих интеллектуалов, постепенно проникла и в массовое сознание (пусть иногда и в упрощенном виде), ломая традиционные представления. Одним из важнейших достижений Возрождения было появление гуманизма в философии и литературе. Идеалом гуманистов стал человек с его земными страстями и желаниями, свободный от предрассудков средневековья (хотя гуманисты отнюдь не отрицали религию как таковую). Запретная прежде тема плотской любви, ее весьма натуралистические описания получили право на существование в литературе. Но при этом плотское начало не подавляло духовного: и философы и писатели стремились уравновесить их.
Деятели Возрождения, сам его дух формировали новую эпоху — эпоху стихийного и буйного самоутверждения личности, освобождающейся от пут средневековой корпоративности и морали. Это было время титанизма — торжества безграничных возможностей человека и в искусстве и в жизни. Но титанизм имел и обратную сторону: титаны могли нести в себе не только добро, но и зло. Наряду с ярчайшими талантами эпоха Возрождения славилась и зловещими фигурами, способными и на мастерские интриги, и на зверские преступления. Стихийный безудержный индивидуализм порождал проблему личного выбора между Добром и Злом.
Иное решение вопроса об индивидуальной свободе предложила Реформация — движение за обновление церкви. Она началась в 1517 г. в Германии, где доктор богословия Мартин Лютер (1483-1546) выступил с 95 тезисами против продажи индульгенций. Реформация быстро распространилась по ряду стран Европы, в Швейцарии возник ее второй центр. Там реформационное учение Лютера дополнил и по-своему осмыслил Жан Кальвин (1509-1564), которого прозвали «женевским папой».
Главным достижением Реформации стало новое понимание роли личности, ее индивидуального общения с Богом. Лютер и его последователи настаивали на том, что не декреты пал, а Библия должна служить опорой и источником веры христианина. Деятели Реформации призывали к секуляризации (передаче в светскую, государственную собственность) церковного имущества, роспуску монашеских орденов, упрощению пышных церковных обрядов. Реформация повысила значение предпринимательства, практицизма, мирской жизни и деятельности в целом.
Идеи Реформации встречали острое сопротивление традиционной церкви. Во Франции, Германии и других странах утверждение этих идей сопровождалось кровавыми конфликтами, даже жестокими религиозными войнами. Но постепенно идеи Реформации утвердились в большинстве стран Западной Европы.
На пороге нового времени европейская цивилизация отличалась большим динамизмом, мобильностью, приспособляемостью к меняющимся историческим условиям. Зародившийся в недрах средневековья капитализм властно требовал решительной перестройки всей системы социально-экономических отношений.
Источник: www.examen.ru