Звучных боянов пост (к печальной дате)
В 1976 году ещё вполне бодрый Брежнев, вручая всенародной артистке орден Ленина по случаю круглой годовщины, не удержался и пошутил:
— А вот идёт наша "Не нервируй меня, Муля"!
— Леонид Ильич, — подпустив в голос сварливые нотки Фрекен Бок, возмутилась Раневская, — так меня называют мальчишки или хулиганы!
Генеральный Секретарь смущённо потупился:
— Но я же вас так люблю…
— У каждого из нас есть своя Муля, — утешала её Ахматова.
— А какой Муля у вас? — спросила Фаина Георгиевна.
— Сжала руки под тёмной вуалью, — усмехнулась Анна Андреевна.
В войну обеих эвакуировали в Ташкент, и там они сильно сдружились. Раневская долго ходила за поэтессой с тетрадочкой, записывая мудрые мысли и обрывки будущих стихотворений. А в один прекрасный момент по ошибке растопила ими печку–буржуйку.
— Мадам, вам 11 лет и никогда не будет 12 — долго смеялась Ахматова.
Раневской было 46, Ахматовой — 53.
Её любила вся страна и даже вожди, сменявшие друг друга у кормила. Младшей дочери Гирши Хаимовича Фельдмана, владельца "заводов, газет, пароходов" трижды вручали Сталинскую премию и лично Сам, попыхивая трубочкой, как–то заметил:
— Вот Жаров в разном гриме и разных ролях — везде одинаков, а Раневская без грима, но везде разная.
В начале 50–х Фаина Георгиевна даже въехала в отдельную квартирку на Котельнической. Прямо под окном у неё был вход в кинотеатр и булочную.
— Я живу над хлебом и зрелищами, — улыбалась заслуженная артистка РСФСР.
В её жизни почти не было главных ролей и совсем не случилось романов.
— Все, кто меня любили, не нравились мне. А кого любила я — не любили меня, — признавалась Раневская. — Моя внешность лишила меня личной жизни!
Единственную главную роль в кино Фаина Георгиевна сыграла в фильме "Мечта", премьера которой попала на начало войны, когда уже было не до кино.
Удивительно, но именно эту ленту посмотрел Франк Делано Рузвельт, заключивший:
— Один из лучших фильмов, снятых на земном шаре. Фаина Раневская — блестящая трагическая актриса.
Но печальных образов было немного: ироничную и язвительную Фаину Георгиевну приглашали в основном на комические эпизоды, оживлять экранное пространство. Но даже крошечные роли она выбирала:
— Сняться в плохом фильме всё равно, что плюнуть в вечность, — любила повторять актриса, — Деньги съедены, а позор останется.
r />В 86 лет, "устав симулировать здоровье", Раневская ушла из театра: частица эпохи великих театральных стариков, проживающих утраченные иллюзии на советской сцене. За 50 лет она сыграла на ней всего 17 ролей. Их дуэт с Пляттом, в не самой сильной пьесе "Дальше–тишина", был неподражаем. Именно в нёй 24 октября 1982 года Фаина Георгиевна в последний раз вышла на поклоны. Прощание было тихим, без банкетов и славословий. Невольно вспоминается трагикомическое:
— Люди, как свечи, делятся на два типа: одни — для света и тепла, а другие — в жопу…
Источник: sfw.so
- Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.
- Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!
- Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь.
- Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа.
- Я как яйца: участвую, но не вхожу.
- Почему все дуры такие женщины?
- Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.
- Жизнь — это затяжной прыжок из п*зды в могилу.
- Я как старая пальма на вокзале — никому не нужна, а выбросить жалко.
- Для актрисы не существует никаких нeyдoбcтв, если это нyжно для рoли.
- Когда я начинаю писать мемуары, дальше фразы: «Я родилась в семье бедного нефтепромышленника…», — у меня ничего не получается.
- Чтобы получить признание — надо, даже необходимо, умереть.
- Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.
- Красивые люди тоже срут.
- Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.
- Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению.
- Я вас ненавижу. Куда бы я ни пришла, все оглядываются и говорят: «Смотри, это Муля, не нервируй меня, идёт».
- Каждый волен распоряжаться своей жопой, как ему хочется. Поэтому я свою поднимаю и у**ываю.
- Получаю письма: «Помогите стать актером». Отвечаю: «Бог поможет!».
- Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?
- Пи-пи в трамвае — все, что он сделал в искусстве.
- Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.
- Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать,что сегодня актеры играли как никогда.
- Лучше быть хорошим человеком, «ругающимся матом», чем тихой, воспитанной тварью.
Источник: www.adme.ru
В воспоминаниях актрисы есть описание того момента, когда она стала Раневской. Это было на заре ее театральной карьеры, в пору службы в керченском театре. Молодая актриса Фанни Фельдман (таково было имя Фаины Раневской при рождении) получила в банке очередной денежный перевод от мамы, вышла на улицу, а там ветер вырвал купюры из ее рук и понес по улице. «Денег жаль, зато как красиво они улетают!» — сказала девушка. Тут ее спутника-коллегу осенило: «Да ведь вы Раневская! Только она могла так сказать!»
Фанни–Фаину действительно что-то роднило с чеховской героиней. Например, непрактичность, нежелание входить в дела устройства быта. Когда она стала известной, а потом и знаменитой артисткой, в ее доме заправляли домработницы. Отношения с ними вошли в легенды… «Помощницы» нередко помыкали хозяйкой и не получали никакого отпора… Раневская одновременно была любимицей миллионов зрителей и очень одиноким человеком. Главным в ее жизни был театр. МХТ произвел на Раневскую определяющее впечатление — как, наверное, на всех театральных деятелей ее поколения. Но судьба уводила актрису от идеального театра. Молодость она провела, скитаясь по провинциальным сценам, потом служила в Камерном театре, Театре Красной армии, Театре имени Пушкина и, наконец, в Театре имени Моссовета. И даже последний, возглавляемый Юрием Завадским, не считала Раневская достойным великого образца…
В Театре имени Моссовета Раневская проработала больше четверти века, а роли, сыгранные ею там, можно пересчитать по пальцам. Она предъявляла строгий счет и коллективу, и его руководителю Юрию Завадскому, и драматургии, и, конечно, себе как актрисе. «Успех» — глупо мне, умной, ему радоваться. Я не знала успеха у себя самой…» — это горькое признание Раневской отлично демонстрирует всю меру ее самоедства. В многочисленных афоризмах актрисы сквозит печальная ирония: слава есть, а настоящего, серьезного, глубокого материала на ее актерскую долю не выпало. Трагический дар всесоюзной Мули в полной мере не был задействован. Он проступил в ее Розе Скороход (фильм «Мечта») и позже, уже в последние годы жизни актрисы, раскрылся в театральных ролях миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше — тишина»).
Как известно, к кинематографу Раневская относилась снисходительно. Но именно это «несерьезное» искусство принесло актрисе известность и успех. «Киноактрисой в собственном смысле она не стала никогда, — считает киновед Майя Туровская. — Кинематография СССР была попросту недостаточно емка, чтобы освоить актрису такого масштаба и такой нетривиальной индивидуальности». Но почему же небольшие кинороли Раневской мы помним до сих пор? Почему именно благодаря ее присутствию в некоторых фильмах эти фильмы вообще живут в нашей памяти?.. «Она намного значимее, весомее всех эпизодических Лель, Маргарит Львовен, бабушек, которых Фаина Георгиевна сыграла в очаровательных комедиях и недостоверных фильмах-инвективах, привязанных нынче, как связка воздушных шаров, к ее полновесному имени», — отвечает на наш вопрос Туровская.
«Деньги я проем, а стыд останется», — так мотивировала свой отказ сниматься в чем-то легковесном Фаина Раневская. Но и тех киноработ, за которые мы ее так любим, она стеснялась. Раневская никогда не училась у Станиславского, но, как показала жизнь, всегда оставалась верна его завету любить искусство в себе, а не себя в искусстве.
Источник: www.culture.ru
Фаина Раневская была великолепной комедийной актрисой, причем она не просто играла комедию. Она жила этим, хотя жизнь ее больше напоминала трагикомедию, а не легкий водевиль. Она была из тех женщин, которые за словом в карман не полезут и легко приколошматят оппонента острым словцом.
Из сотни-другой афоризмов, разбросанных Раневской по пути — когда ненароком, когда сгоряча — мы выбрали 30 таких, которым позавидует любой писатель-сатирик:
*
Оптимизм — это недостаток информации.
*
Есть люди, в которых живет Бог; есть люди, в которых живет Дьявол; а есть люди, в которых живут только глисты.
*
Поклонников миллион, а в аптеку сходить некому.
*
Одиночество — это состояние, о котором некому рассказать.
*
Многие жалуются на свою внешность, и никто — на мозги.
*
Если человек тебе сделал зло — ты дай ему конфетку. Он тебе зло — ты ему конфетку. И так до тех пор, пока у этой твари не разовьётся сахарный диабет.
*
Женщина, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?
*
Склероз нельзя вылечить, но о нём можно забыть.
*
Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет.
Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.
*
Сняться в плохом фильме — все равно что плюнуть в вечность!
*
Получаю письма: «Помогите стать актёром». Отвечаю: «Бог поможет!»
*
Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.
*
— Как жизнь, Фаина Георгиевна? — Я вам еще в прошлом году говорила, что говно. Но тогда это был марципанчик.
*
Есть такие люди, к которым просто хочется подойти и поинтересоваться, сложно ли без мозгов жить.
*
Здоровье — это когда у вас каждый день болит в другом месте.
*
Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много — в Книгу о вкусной и здоровой пище.
*
В моей старой голове две, от силы три мысли, но они временами поднимают такую возню, что кажется, их тысячи.
*
Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.
Лучше быть хорошим человеком, «ругающимся матом», чем тихой, воспитанной тварью.
*
Даже под самым пафосным павлиньим хвостом всегда находится обыкновенная куриная жопа.
*
Самое трудное я делаю до завтрака. Встаю с постели.
*
Раневскую спросили: «Какие, по вашему мнению, женщины склонны к большей верности: брюнетки или блондинки?» Не задумываясь, она ответила: «Седые!»
*
Нет толстых женщин, есть маленькая одежда.
*
Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.
*
Я заметила, что если не кушать хлеб, сахар, жирное мясо, не пить пиво с рыбкой — морда становится меньше, но грустнее.
Источник: www.ivi.ru