Царь соломон о женщинах


История любви великого царя Соломона и простой девушки по имени Суламифь пережила века и даже тысячелетия. Она настолько прекрасна и трогательна, что достойна стоять первой в этой книге.

Суламита. Гюстав Моро

Царь Соломон – тот самый мудрейший из мудрых, имя которого упоминается в Библии, властелин сильного царства, многоопытный полководец, выигравший множество войн. Именно во времена царя Соломона были построены Иерусалимский храм и дворец – грандиознейшие постройки своего времени. Казалось бы, такому человеку должно быть подвластно все… кроме парящего в небе орла да змеи в расщелине скал.

Когда Соломон случайно встретил в винограднике простую девушку по имени Суламифь, он уже познал любовь и страсть многих женщин, в том числе и прославленной царицы Савской. По одним источникам, у Соломона, который считался не только умнейшим, но и красивейшим мужчиной своего времени, было триста жен и наложниц, по другим – семьсот.
сколько бы ни было красавиц в гареме великого царя, лишь одной было суждено оставить свое имя рядом с его именем на века. И не оттого, что, как утверждают некоторые, сорокапятилетний царь к тому времени был утомлен капризами и яркой красотой цариц и наложниц, а скорее потому, что на сей раз это было настоящее чувство, какое настигает большинство людей хотя бы раз в жизни. И еще: все эти женщины знали, кто такой Соломон, и любили в нем не столько человека, сколько властителя, наделенного безграничной властью, и царя, который владел несметными богатствами.

Однако скромной девочке из виноградника, перед которой Соломон предстал в обличье пастуха, был нужен только он сам. И она отдала ему сокровища, которыми владела, – свои чистоту, невинность, ум и свое тело. Отдала не торгуясь, не выпрашивая драгоценностей и других наград.

Суламифи было только тринадцать лет, когда они встретились с Соломоном, но женщины в библейские времена взрослели быстро. И возраст, с которого девушек выдавали замуж – двенадцать лет, – она перешагнула. Братья ее уже подумывали, за кого им просватать сестру, которую тяжелый труд на винограднике сделал стройной, гибкой как тростинка и загорелой, как большинство тех, кто был вынужден трудиться целыми днями под палящим солнцем Палестины.

Однако своим внутренним обликом Суламифь резко отличалась и от крестьян, и от пастухов – ведь не зря же она привлекла к себе внимание самого Соломона, притчи о мудрости которого пережили бренный прах их обоих. Ум ее был живым, а язык – образным. И по характеру Суламифь была под стать любому царю – великодушная и решительная, мечтательная и бескорыстная. Свою единственную драгоценность – золотые сережки – перед свиданием с Соломоном она выменяла на благовония, чтобы натереть ими свое тело и доставить радость возлюбленному…


Соломон забрал Суламифь во дворец, одел в лучшие одежды, окружил невиданной роскошью и заботой. Однако любовь Соломона и девушки из виноградника длилась недолго – всего семь дней… Семь длинных и семь коротких дней. Семь ночей, исполненных страсти, ласк и взаимных клятв в верности. Казалось бы, ничто не могло омрачить счастья царя и его юной возлюбленной, но… там, где пускает свои корни любовь, непременно расцветает и ядовитый цветок ревности.

Суламифь была убита по приказу одной из цариц, убита безжалостно, прямо на глазах у Соломона. Но, прежде чем умереть, эта бесстрашная девочка нашла в себе силы улыбнуться возлюбленному и сказать слова благодарности за все, что он сделал для нее. За любовь, которую он ей подарил. За счастье быть любимой. За радость, когда мир вокруг вдруг расцвел яркими красками. Пока смерть не затуманила глаза его ненаглядной, Соломон, стоя на коленях в крови той, которую любил больше жизни, не выпускал ее руки из своих…

Суламифь пронеслась по жизни царя Соломона, как ослепительная комета, как падающая звездочка, пронеслась – и растаяла. После ее смерти царь прожил еще долгие годы. Однако больше в его жизни не было таких ярких мгновений, такого полного единения сердец и тел, которое было между ними – всесильным царем и юной девушкой из виноградника.


Соломон скорбел, и сердце его обливалось кровью – такой же горячей, как та, что струилась по его телу, когда он держал на руках свою умирающую возлюбленную. Однако горе должно было найти выход – и царь, который обладал даром не только полководца, но и поэта, написал «Песнь песней», дошедшую до наших дней и увековечившую Суламифь. И до сегодняшнего дня образ девушки из «Песни песней» – один из самых нежных, глубоких и прекрасных образов Библии. Поэтика этого образа настолько сильна, пронзительна и остра, что буквально сжимается сердце, когда читаешь написанные Соломоном строки:

Так недолго, но так самоотверженно любившая его девушка олицетворяла для царя все самое лучшее и драгоценное: благовония и приправы, ценившиеся тогда на вес золота, воду в пустыне – источник жизни, сад, взлелеянный старательным садовником… Ушла Суламифь, и все потеряло свою ценность: высох сад, затерялся в песках источник, иссушающий ветер развеял запах благовоний, смешав его с пылью веков… Но осталась «Песнь песней», а с ней жива и любовь.

Что это, как не тоска по умершей любимой:

И Суламифь, образ которой по сей день жив, и дышит, и разговаривает со страниц Библии, отвечает своему единственному:

И вечны слова Соломона, и во все времена, пока люди будут любить, и страдать, и терять возлюбленных, они будут перечитывать «Песнь песней»:

Что может быть поэтичнее этих строк? Разве что те слова, которые каждый влюбленный шепчет своей возлюбленной… в ту ночь, когда он для нее – Соломон, а она для него – Суламифь…

Следующая глава >

Источник: biography.wikireading.ru


Книга притчей Соломоновых

1

Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше – знание и рассудительность; послушает мудрый – и умножит познания; и разумный найдет мудрые советы, чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.

Начало мудрости – страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу – начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление.

Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это – прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.

Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; если будут говорить: «Иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, живых проглотим их, как преисподняя, и – целых, как нисходящих в могилу; наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею; жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», – сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.


В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, а делают засаду для их крови и подстерегают их души.

Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.

Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: «Доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?

Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.

Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы и обличений моих не приняли.

За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.

Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.

За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.


Потому что упорство невежд убьет их и беспечность глупцов погубит их, а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла».

2

Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.

Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум; Он сохраняет для праведных спасение; Он – щит для ходящих непорочно; Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих.

Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.

Когда мудрость войдет в сердце твое и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом, которых пути кривы и которые блуждают на стезях своих; дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего.

Дом ее ведет к смерти, и стези ее – к мертвецам; никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни.


Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, потому что праведные будут жить на земле и непорочные пребудут на ней; а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее.

3

Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе.

Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего, и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей.

Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой.

Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.

Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих.

Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином.

Наказания Господня, сын мой, не отвергай и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.

Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, потому что приобретение ее лучше приобретения серебра и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; [никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней,] и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.


Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава; [из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит;] пути ее – пути приятные, и все стези ее – мирные.

Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее!

Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою.

Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность, и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей.

Тогда безопасно пойдешь по пути твоему и нога твоя не споткнется.

Когда ляжешь спать – не будешь бояться; и когда уснешь – сон твой приятен будет.

Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет, потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления.

Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.

Не говори другу твоему: «Пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе. [Ибо ты не знаешь, что родит грядущий день.]

Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою.

Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.

Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его, потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение.


Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет.

Если над кощунниками Он посмеивается, то смиренным дает благодать.

Мудрые наследуют славу, а глупые – бесславие.

4

Слушайте, дети, наставление отца и внимайте, чтобы научиться разуму, потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей.

Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей, и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои и живи.

Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.

Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя.

Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.

Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.

Слушай, сын мой, и прими слова мои – и умножатся тебе лета жизни.

Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым.

Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься.

Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно – жизнь твоя.


Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых; оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо; потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения, ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения.

Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня.

Путь же беззаконных – как тьма; они не знают, обо что споткнутся.

Сын мой! словам моим внимай и к речам моим приклони ухо твое; да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего: потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его.

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.

Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя.

Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою.

Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды.

Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла, [потому что пути правые наблюдает Господь, а левые – испорчены. Он же прямыми сделает пути твои, и шествия твои в мире устроит.]

5

Сын мой! внимай мудрости моей и приклони ухо твое к разуму моему, чтобы соблюсти рассудительность и чтобы уста твои сохранили знание. [Не внимай льстивой женщине;] ибо мед источают уста чужой жены и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней.

Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны и ты не узнаешь их.

Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих.

Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее, чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю; чтобы не насыщались силою твоею чужие и труды твои не были для чужого дома.

И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, и скажешь: «Зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением, и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим: едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!»

Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.

Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.

Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно.

И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?

Ибо пред очами Господа пути человека и Он измеряет все стези его.

Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: он умирает без наставления и от множества безумия своего теряется.

6

Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого – ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих.

Сделай же, сын мой, вот что и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего; не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым.

Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. [Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена.]

Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?

Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя и нужда твоя, как разбойник. [Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.]

Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.

Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит – без исцеления.

Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.

Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.

Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.

Не пожелай красоты ее в сердце твоем, [да не уловлен будешь очами твоими,] и да не увлечет она тебя ресницами своими, потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.

Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?

Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?

То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины.

Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего.

Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, потому что ревность – ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.

7

Сын мой! храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. [Сын мой! чти Господа, – и укрепишься, и кроме Его не бойся никого.]

Храни заповеди мои и живи, и учение мое, как зрачок глаз твоих.

Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего.

Скажи мудрости: «Ты сестра моя!» – и разум назови родным твоим, чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои.

Вот, однажды смотрел я в окно дома моего, сквозь решетку мою, и увидел среди неопытных, заметил между молодыми людьми неразумного юношу, переходившего площадь близ угла ее и шедшего по дороге к дому ее, в сумерки в вечер дня, в ночной темноте и во мраке.

И вот – навстречу к нему женщина, в наряде блудницы, с коварным сердцем, шумливая и необузданная; ноги ее не живут в доме ее: то на улице, то на площадях, и у каждого угла строит она ковы[1].

Она схватила его, целовала его и с бесстыдным лицом говорила ему: «Мирная жертва у меня: сегодня я совершила обеты мои; поэтому и вышла навстречу тебе, чтобы отыскать тебя, и – нашла тебя; коврами я убрала постель мою, разноцветными тканями египетскими; спальню мою надушила смирною, алоем и корицею; зайди, будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовью, потому что мужа нет дома: он отправился в дальнюю дорогу; кошелек серебра взял с собою; придет домой ко дню полнолуния».

Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им.

Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой, [и как пес – на цепь,] и как олень – на выстрел, доколе стрела не пронзит печени его; как птичка кидается в силки и не знает, что они – на погибель ее.

Итак, дети, слушайте меня и внимайте словам уст моих.

Да не уклоняется сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее, потому что многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею: дом ее – пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти.

8

Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?

Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: «К вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!

Научитесь, неразумные, благоразумию и, глупые, – разуму.

Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих – правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие – мерзость для уст моих; все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.

Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото, потому что мудрость лучше жемчуга и ничто из желаемого не сравнится с нею.

Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.

Страх Господень – ненавидеть зло; гордость, и высокомерие, и злой путь, и коварные уста я ненавижу.

У меня совет и правда; я разум, у меня сила.

Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники, и вельможи, и все судьи земли.

Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня; богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда; плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.

Я хожу по пути правды, по стезям правосудия, чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю. [Когда я возвещу то, что бывает ежедневно, то не забуду исчислить то, что от века.]

Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.

Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.

Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок Вселенной.

Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.

Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!

Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от Него.

Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих! Потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть».

9

Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «Кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума».

Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого – пятно себе.

Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.

Начало мудрости – страх Господень, и познание Святого – разум, потому что чрез меня умножатся дни твои и прибавится тебе лет жизни.

Сын мой! если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних твоих]; и если буен, то один потерпишь. [Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими, ибо он оставил пути своего виноградника и блуждает по тропинкам поля своего; проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду; собирает руками бесплодие.]

Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: «Кто глуп, обратись сюда!» – и скудоумному сказала она: «Воды краденые сладки и утаенный хлеб приятен».

И он не знает, что мертвецы там и что в глубине преисподней зазванные ею. [Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней, ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время и чтобы прибавились тебе лета жизни.]

Источник: fictionbook.ru

article5812.jpg

 

Мужчинам и женщинам

В этом разделе приведены проповеди в Притчах Соломона, посвященные взаимоотношениям между мужем и женой, мужчиной и женщиной. Читайте, думайте и делайте самостоятельные выводы из советов ветхозаветного мудреца. Наставления для мужчин полезно воспринимать женщинам, а наставления женщинам, полезно воспринимать мужчинам.

Притчи, которые будут приведены ниже, в основном касаются прелюбодейства, что есть грех. В притчах на первом месте упоминается женщина, но это в равной мере относится и к мужчинам.

Именно к мужчинам обращено гневное пророчество Иисуса Христа в Евангелии от Матфея:

«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердцем своем.» ( Матф.6.27-28) .

Этим пророчеством Иисус провозгласил связь времен и пророчеств древних мудрецов Ветхого Завета и еще раз объявил прелюбодейство грехом:

«Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.» (Матф. 29-30) .

Если первая часть пророчества Иисуса напрямую касается мужчин, то последующая часть Его пророчества относится как к мужчинам, так и к женщинам.
Проповеди в Притчах Соломона помогают в понимании этой греховности людей обоего пола в интимных взаимоотношениях:

1.9.1. Вот притча с наставлениями об избежании греховности соблазнения:

«Дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего. Дом ее ведет к смерти, и стези ее – к мертвецам; никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни.»(Притч. 2. 16-20) .

1.9.2. Вот притча с наставлениями об избежании супружеской измены:

«Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезной ланью и прекрасною серною: грудь ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее наслаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?» (Притч. 5. 18 – 20) .

Сюда же относится и цитата из книги премудрости Иисуса , сына Сирахова по Ветхому Завету :

«Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту: многие совратились с пути через красоту женскую; от нее, как огонь, загорается любовь. Отнюдь не сиди с женою замужнею и не оставайся с нею на пиру за вином, чтобы не склонилась к ней душа твоя, и чтобы ты не поползнулся духом в погибель.» (Сир. 9.6-11) .

1.9.3. Вот притча с проповедью необходимости остерегаться соблазнения женатых мужчин и замужних женщин:

«…чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. Не пожелай красоты ее в сердце твоем, да не уловлен будешь очами твоими, и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу. Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины. Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего. Кто же прелюбодействует с женщиной, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это : побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, потому что ревность – ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.» (Притч. 7. 24-35) .

В Послании Апостола Павла из Нового Завета говорится так:

«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.» (Евр. 13.4)

1.9.4. Вот притча с проповедью об уклонении от легковесных интимных связей :

«Она схватила его, целовала его, и с бесстыдным лицом говорила ему: «мирная жертва у меня: сегодня я совершила обеты мои; поэтому и вышла навстречу тебе, чтобы отыскать тебя, и – нашла тебя; …зайди будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовью, потому что мужа нет дома: он отправился в дальнюю дорогу …Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им. Тотчас он пошел за ней, как вол идет на убой, и как пес на цепь и как олень – на выстрел.…Да не уклоняется сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее, потому что многих повергла она ранеными и много сильных убиты ею: дом ее – пути в преисподнюю, нисходящие во внутрь жилища смерти .
Не внимай льстивой женщине; ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней.
Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее, чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю; чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома.» (Притч. 7. 13-27; 5.2-5; 8-11) .

1.9.5. Вот притча, предупреждающая мужчин и женщин, что внешность бывает обманчива:

«Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и – безрассудная.» (Притч. 11.22) .

«Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее» (Притч.31.31) .

1.9.9. Вот притча с проповедью об избежании супружеских ссор:

«Начало ссоры – как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась он .» (Притч. 17.14) .

1.9.10. Вот притча с проповедью об избежании излишних алкогольных возлияний, что может привести к греху прелюбодеяния, случающееся в нетрезвом виде:

«Вино – глумливо…всякий увлекающийся ими неразумен.»( Притч. 20.1)

1.9.11. Вот притчи с проповедью о необходимости установления высокодуховных отношениях в семье:

«Добродетельная жена – венец для мужа своего; а позорная – как гниль в костях его.» (Притч. 12.4) .

«Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.» (Притч. 14.1) .

«Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа. Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку – безумен и нечестив.» (Притч. 19.23) .

«Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей…с охотою работает своими руками,…она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем… Она чувствует, что занятие ее хорошо, и – светильник ее не гаснет и ночью…Длань свою она открывает бедному , и руку свою подает нуждающемуся…Крепость и красота – одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои раскрывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, — муж, хвалит ее: «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их»(Притч. 31.10-29) .

В сущности, в проповедях притчей Соломона мужчинам и женщинам говорится о добродетели верности. Добродетель верности – никогда не нарушать свое слово, не изменяет своей любви.
Пример этому дает Сам Бог Отец. Он совершенно верен Своему слову. Дав это слово в форме завета, Он его соблюдал несмотря на то, что люди Его отвергали. Люди могут быть лживы и неверны, но Бог пребывает верным.

«…если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.» (2 Тим.2.13) .

Этот же пример верности явил собой Иисус Христос, который до конца выполнил порученное Ему Отцом.
Различия в признаках полов, накладывают на людей большие обязательства и ответственность в своих взаимоотношениях.

В Десяти Заповедях Закона Божия, последняя десятая Заповедь говорит именно об этом:
«Не пожелай жены искреннего твоего …».

В этой заповеди запрещаются нечистые мысли против чести ближнего, как мужчины, так и женщины. Нарушение этой заповеди может быть и зависть во всех видах, в том числе благополучию чьей-то семьи, той любви и гармонии, которая там царит.

Тот, кто пытается соблазнением супруга или супруги, разрушить гармонию в такой семье, совершает грех. Обычно тот, кто соблазняет, старается себя оправдать влюбленностью. На самом деле, чаще всего за этим стоит совсем другое чувство – зависть к чувствам испытываемые другими: «А чем я хуже?».

Именно об избежании греха зависти и говорится в Заповеди Закона Божия — не пожелай жены (или мужа) искреннего твоего!

Создано Юрий Елистратов
п.Развилка
6 июля 2011г.

Источник: LitSait.ru

Царь соломон о женщинахДействительно, наверное, грешно браться за сюжет, освещенный несколькими десятками веков и описанный теми, от чьих имен просто захватывает дух. Соломон и Суламифь – не просто один из библейских сюжетов. Эта притча, и следующая за ней «Песнь песней», приписываемая царю Соломону, так увековечившему свою любовь к скромной девушке с виноградника, стоила многих бессонных ночей целому сонму блистательных мыслителей и художников. Кто-то из них подробно и красноречиво описывал всепоглощающий жар взаимной любви, кто-то, рассмотрев за простотой и безыскусностью этой историей аллегорию, придавал ей значение предвосхищения истории непорочного зачатия Девы Марии и рождения Иисуса Христа.

Так что же можно еще сказать об этой большой любви, такого, чего нет в многочисленных повестях, исследованиях, толкованиях? Даже простой пересказ истории встречи Соломона с девушкой с виноградника внимательно, до мельчайших подробностей, описан и исследован.

 

Тему настоящих записок, а так же метод, которым можно воспользоваться для несколько необычного ракурса рассмотрения этой вечной истории любви, подсказал сам многомудрый Соломон.

 

Песня  песней Соломона.

1 Я нарцисс Саронский, лилия долин!
2 Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами.
3 Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей.
4 Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною – любовь.

 

Есть три вещи в мире, – говорил он, – непонятные для меня, и четвертую я не постигаю: путь орла в небе, змеи на скале, корабля среди моря и путь мужчины к сердцу женщины. Думаю, три первые непонятные Соломону вещи давно объяснены учеными – зоологами и навигаторами океанских лайнеров, а вот путь мужчины к сердцу женщины… Именно эта тема заинтересовала меня в первую очередь во всей истории любви великого государя и скромной девушки.

 

И метод подсказал сам Соломон. В день, когда встретились царь с Суламифью,  рассматривал царь Соломон в суде одну тяжбу. Кратко суть ее в следующем: три товарища были в дальних странах, где занимались общим делом, которое принесло им неплохие дивиденды. Распродав все имущество и обратив его в деньги, отправились они на родину. По дороге, на время ночлега, мешок с деньгами они обычно прикапывали неподалеку, хороня его от разбойников и лихих людей. И вот однажды утром мешка с деньгами не оказалось в тайнике, и поскольку его местонахождение знали только они, то взаимно стали подозревать и обвинять друг друга в краже. С просьбой рассудить и найти виновного в похищении, и обратились они к Соломону.

 

Царь Соломон не стал производить «оперативно-розыскных» мероприятий по принципу Шерлока Холмса или Эркюля Пуаро. Он предложил всем троим ответить на своеобразный психологический тест, для того чтобы выяснить их предрасположенность к совершенному преступлению, и на его основе вынес вердикт. Интересно, но Соломон оказался совершенно прав: похитителем оказался тот из троих друзей, кто восторгался действиями «великодушного» разбойника, вернувшего награбленное.

Давайте и мы, воспользовавшись подсказкой Соломона, попробуем постичь путь мужчины к сердцу женщины, путь Соломона к Суламифи.

 

К моменту знаменитой встречи на винограднике, Соломону было приблизительно 45 лет. К этому времени этот зрелый муж был уже обременен большой семьей – 700 жен (в некоторых источниках называется более скромная цифра – 70), 300 наложниц. За его спиной была сложная и кровавая борьба за престол, многие войны и расширение границ государства, постройка знаменитых Храма и Дворца, он был центром хитросплетений политики всех государств Малой Азии. Главное – он получил от Бога божественную мудрость, в которой, как говорил сам Соломон, заключены великие печали.

 

А.Куприна «Суламифь»

Царь Соломон не достиг еще среднего возраста – сорока  пяти  лет,  —  а слава о его мудрости и красоте, о великолепии его жизни и пышности его двора распространилась далеко за пределами  Палестины.  В  Ассирии  и  Финикии,  в Верхнем и Нижнем Египте, от  древней  Тавризы  до  Йемена  и  от  Исмара  до Персеполя, на  побережье  Черного  моря  и  на  островах  Средиземного  —  с удивлением произносили его имя, потому  что  не  было  подобного  ему  между царями во все дни его.


Глаза же у царя были темны, как самый темный агат, как небо в безлунную летнюю ночь, а ресницы, разверзавшиеся стрелами вверх и  вниз,  походили  на черные лучи вокруг черных звезд. И не было человека  во  вселенной,  который мог бы выдержать взгляд Соломона, не потупив своих глаз. И  молнии  гнева  в очах царя повергали людей на землю.
Но бывали минуты сердечного веселия, когда царь опьянялся любовью,  или вином, или сладостью власти, или радовался он  мудрому  и  красивому  слову, сказанному кстати. Тогда тихо опускались до половины  его  длинные  ресницы, бросая синие тени на светлое лицо, и в глазах царя загорались, точно искры в черных брильянтах, теплые огни ласкового, нежного смеха; и  те,  кто  видели эту улыбку, готовы были за нее отдать тело и душу – так она была  неописуемо прекрасна. Одно имя царя Соломона,  произнесенное  вслух,  волновало  сердце женщин, как аромат пролитого мирра, напоминающий о ночах любви.
Руки царя были нежны, белы, теплы и красивы, как у женщины,  но  в  них заключался такой  избыток  жизненной  силы,  что,  налагая  ладони  на  темя больных,  царь  исцелял  головные  боли,  судороги,  черную   меланхолию   и
беснование. На  указательном  пальце  левой  руки  носил  Соломон  гемму  из кроваво-красного астерикса, извергавшего  из  себя  шесть  лучей  жемчужного цвета. Много сотен лет было этому кольцу, и на оборотной стороне  его  камня вырезана  была  надпись  на  языке  древнего,  исчезнувшего   народа:   «Все проходит».

 

Он познал многих женщин, любил сам – и был любим, и уже прошло несколько лет после его встречи с царицей Савской. Он был очарован Балкис, царицей Савской, и разочарован ею, ее «страшной и нечеловеческой» красотой, ее сметливостью и простой, несколько истеричной женской мудростью. Как в пышном саду, плотно заселенному экзотическими и пышными цветами, его глаз стал «уставать» от ярких окрасок, причудливых форм, яркого, на показ, декора. Наверное, необходимо упомянуть, что большинство его жен все же любили не просто Соломона, а Царя Соломона, что умного человека, как правило, совсем не радует.

 

И вдруг, как чистые переливы лесного ручейка, как безыскусный цветок шиповника в разноцветье пышных роз, как глоток свежего прохладного воздуха в раскаленной пустыне – встреча с Суламифь. Что краше – цветок розы, или шиповника? Конечно же – розы! А что честнее, безыскуснее? Да, Суламифь совсем ребенок, внимающая своему кумиру с широко и восторженно раскрытыми глазами, но она совсем не простушка: вон как мгновенно разгадала хитрость Соломона, представившегося при знакомстве «пастухом с гор». В своей простоте и естественности она отдает себя целиком, безраздельно, без оглядки своему избраннику. Она не торгуется, не высматривает себе выгоды или возможную прибыль. Разве такой порыв, такая кристальная чистота и естественность не достойна любви?

Царь соломон о женщинахПод  знойным небом Палестины быстро взрослеют дети, и Суламифь, которой только исполнилось 13 лет, была вполне сформировавшейся девушкой «на выданье». Тяжелый труд на винограднике, яркие лучи южного солнца, сделали ее фигуру гибкой и сильной, а кожу – смуглой. Наверняка ее братья уже подумывали, да и говорили о том, что вот-вот пора замуж. А за кого? Конечно же – за пастуха, или земледельца, соседа по участку или по местечку, в котором они жили. Да и жизнь их, предполагаю, не баловала:  девушка «на выданье» могла себя украсить одними единственными сережками, которые она не пожалела обменять на благовония, дабы понравиться возлюбленному.

А. Куприн «Суламифь»
Теперь песня  звучит глуше:
Беги, возлюбленный мой,
Будь подобен серне
Или молодому оленю
На горах бальзамических.
Но вдруг она замолкает и так пригибается к земле, что ее  не  видно за виноградником.
Тогда Соломон произносит голосом, ласкающим ухо:
– Девушка, покажи мне лицо твое, дай еще услышать твой голос.
Она быстро выпрямляется и оборачивается лицом  к  царю.  Сильный  ветер срывается в эту секунду и треплет  на  ней  легкое  платье  и  вдруг  плотно облепляет его вокруг ее тела и между ног. И царь на мгновенье, пока  она  не становится спиной к ветру, видит всю ее под одеждой, как  нагую,  высокую  и стройную, в сильном расцвете тринадцати лет; видит  ее  маленькие,  круглые, крепкие груди и возвышения сосцов,  от  которых  материя  лучами расходится врозь, и круглый, как чаша, девический  живот,  и  глубокую  линию,  которая разделяет ее ноги снизу доверху и там расходится надвое, к выпуклым бедрам.
– Потому что голос твой сладок и лицо твое приятно! – говорит Соломон.
Она подходит ближе и смотрит  на  царя  с  трепетом  и  с  восхищением. Невыразимо прекрасно ее смуглое и яркое лицо.  Тяжелые,  густые  темно-рыжие волосы, в которые она воткнула два цветка алого мака, упругими бесчисленными кудрями покрывают ее плечи, и разбегаются но спине, и пламенеют,  пронзенные лучами солнца, как золотой пурпур. Самодельное ожерелье из каких-то  красных сухих ягод трогательно и невинно обвивает в два  раза ее  темную,  высокую, тонкую шею.
– Я не заметила тебя! – говорит она нежно,  и  голос  ее  звучит,  как пение флейты. – Откуда ты пришел?

Во всех источниках упоминается, что Соломон был очень красивым мужчиной. Внешняя привлекательность, хорошая и богатая одежда, конечно же, оказали влияние на молодую неопытную девушку. Однако, представляется, не это было главным. Скажите, разве мог сравниться в речах с премудрым царем любой, пусть самый образованный житель тогдашней Палестины? А в каком повседневном окружении приходилось жить девушке-крестьянке – крестьяне, пастухи, виноградари. Судя по тому, как и что говорила Суламифь, она была далеко не простой девушкой. Сообразительность, смелость, живость характера – все это заставляло ее мечтать о чем-то большом, интересном, необычном. И вот ее мечта сбылась. Какие слова говорил ей Соломон! Как интересно, как необычно и волнующее он ей рассказывал о ней самой! Как восторгался ее красотой, изяществом! Подумайте, кто бы устоял в такой ситуации?

 

Песня  песней Соломона.

1 «Оглянись, оглянись, Суламита! оглянись, оглянись, – и мы посмотрим на тебя». Что вам смотреть на Суламиту, как на хоровод Манаимский?
2 О, как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая! Округление бедр твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника;
3 живот твой – круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино; чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями;
4 два сосца твои – как два козленка, двойни серны;
5 шея твоя – как столп из слоновой кости; глаза твои – озерки Есевонские, что у ворот Батраббима; нос твой – башня Ливанская, обращенная к Дамаску;
6 голова твоя на тебе, как Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур; царь увлечен твоими кудрями.
7 Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная, твоею миловидностью!
8 Этот стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти.

А царский сан… Ну что ж, для Суламифи царь был существом далеким, легендарным, божественным. Даже должность царского повара, как ей потом назвался Соломон, воспринималась ею как что-то значительное, вельможное. Да и не это было главным. Главным был сам Соломон – красивый, умный, любящий!

 

Царь соломон о женщинахНе вызывает ни малейшего сомнения – Суламифь любила своего избранника. Только семь дней длилось их совместное счастье, только семь дней они безраздельно принадлежали друг другу. А по прошествии этих дней Суламифь умерла, погибшая по наущению ревнивой завистницы.

 

А. Куприн «Суламифь»

В упоении поцеловал царь губы своей милой. Но Суламифь вдруг встала  на своем ложе и прислушалась.

– Что с тобою, дитя мое?.. Что испугало тебя? – спросил Соломон.
– Подожди, мой милый… сюда идут… Да… Я слышу шаги…
Она замолчала. И было так тихо, что они различали биение своих сердец.
Легкий шорох послышался за дверью, и вдруг она  распахнулась  быстро  и беззвучно.
– Кто там? – воскликнул Соломон.
Но Суламифь уже спрыгнула с ложа, одним движением  метнулась  навстречу темной фигуре человека с блестящим мечом в руке.  И  тотчас  же,  пораженная насквозь коротким, быстрым ударом, она со слабым,  точно  удивленным криком упала на пол.
Соломон  разбил  рукой  сердоликовый  экран,  закрывавший  свет  ночной лампады. Он увидал Элиава, который стоял у двери,  слегка  наклонившись  над телом девушки, шатаясь, точно пьяный. Молодой  воин  под  взглядом  Соломон поднял голову и, встретившись глазами с гневными,  страшными  глазами  царя, побледнел и застонал. Выражение отчаяния  и  ужаса  исказило  его  черты.  И вдруг, согнувшись, спрятав в плащ голову, он робко, точно испуганный  шакал, стал выползать из комнаты. Но царь остановил его, сказав только три слова:
– Кто принудил тебя?
Весь трепеща и щелкая зубами, с глазами, побелевшими от страха, молодой воин уронил глухо:
– Царица Астис…
– Выйди, – приказал Соломон.  —  Скажи  очередной  страже,  чтобы  она стерегла тебя.
Скоро по бесчисленным комнатам дворца забегали люди с огнями. Все покои осветились. Пришли врачи, собрались военачальники и друзья царя.
Старший врач сказал:
– Царь, теперь не поможет  ни  наука,  ни  бог.  Когда  извлечем  меч, оставленный в ее груди, она тотчас же умрет.
Но в это время Суламифь очнулась и сказала со спокойною улыбкой:
– Я хочу пить.
И когда напилась, она с  нежной,  прекрасной  улыбкой  остановила  свои глаза на царе и уже больше не отводила их; а он стоял на  коленях  перед  ее ложем, весь обнаженный, как и она, не замечая, что его колени купаются в  ее крови и что руки его обагрены алою кровью.
Так, глядя на своего возлюбленного и улыбаясь кротко, говорила с трудом прекрасная Суламифь:
– Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою любовь, за  твою  красоту, за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику. Дай мне поцеловать твои руки, не отнимай их от моего рта  до тех пор, пока последнее дыхание не отлетит от меня. Никогда не было и  не  будет женщины счастливее меня. Благодарю тебя, мой  царь,  мой  возлюбленный,  мой прекрасный. Вспоминай изредка о  твоей  рабе,  о  твоей обожженной  солнцем Суламифи.
И царь ответил ей глубоким, медленным голосом:
– До тех пор, пока люди будут любить друг друга, пока красота  души  и тела будет самой лучшей и самой сладкой мечтой в мире, до тех  пор,  клянусь тебе, Суламифь, имя твое во многие века будет произноситься  с  умилением  и благодарностью.
К утру Суламифи не стало.

А Соломон еще жил и правил страной долгие годы, изложив свои безрадостные мысли в горьких строках Екклезиаста.

 

Двадцать пять веков… Сколько мужчин и женщин за это время встретились? Сколько прозвучало клятв и объяснений, сколько было любовных восторгов и сколько слов любви? Но где имена этих людей, где истории их прекрасных, трагических, мрачных, веселых, озорных и замечательных отношений? Их нет. К сожалению,  только Соломон смог увековечить свою любовь и свою возлюбленную навечно.

 

Мудрый Соломон… Счастливая Суламифь…

 

Александр Рошка. Журналист.

Молдавия


Фильм взят с сайта: http://www.rosreferat.ru/library/

Источник: civility.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.