Я хочу при солнце отдыхать


Не множу я число друзей

Сверстнику

1989

* * *
* * *
* * *
* * *

1985

Встреча

1987

P.S. Это стихотворение натолкнуло меня на сюжет мистической повести «Предсказание», где уже поживший писатель встречается сам с собой, только молодым. А потом, в 1992 году, возник и фильм, где главные роли исполнили очаровательная французская актриса Ирен Жакоб, а также Олег Басилашвили и Андрей Соколов.

На отдыхе

1989

Монолог участника массовых съемок

1987

* * *

1986

* * *

1987

Несостоявшийся мюзикл

Обычно заявки на сценарий, пьесы и т. д. не публикуют, ибо они в определенном смысле полуфабрикат. Но в данном случае я решил нарушить правило, так как это объяснит появление некоторых моих стихотворений…

После комедии «Невероятные приключения итальянцев в России» кинематографисты Италии обратились ко мне с предложением: сочинить еще какой-нибудь веселый сценарий для совместного производства. Это было году эдак в 77—78-м. Я вспомнил свои неоднократные муки в клинике лечебного питания и сочинил сюжет новой комедии под названием «Толстый и Тонкая». Я намеревался занять в ней свою любимую артистку Людмилу Гурченко и замечательного Альберто Сорди, с которым подружился в Италии.

Толстый и тонкая

Толстый и тонкая. Заявка на комедийный сценарий для совместного производства СССР – Италия

Живет в Италии толстяк. В прошлом знаменитый футболист. Но бросил заниматься спортом и растолстел. Ныне он – комментатор телевидения, выступающий с еженедельными популярными обозрениями. Одним словом, человек в Италии весьма известный. Несмотря на то что ему под пятьдесят (представим себе в этой роли Альберто Сорди), он собрался жениться на молоденькой, довольно богатой барышне, в которой удачно сочетаются красота и состояние. Однако невеста поставила ему жесткое условие – похудеть на двадцать килограммов, иначе она замуж за него не пойдет. Более того, для наглядности она взяла фотографию жениха, снятую анфас, и прямо на его лице фломастером очертила контур, как бы рамку, в которую должна уместиться его физиономия после похудания.
рактерец у невесты был крутой, что подкреплялось солидными капиталами. Нашему комментатору оставалось одно – сократиться в объеме. Но как? Где? С чьей помощью? Наш герой отличается замечательным, отменным аппетитом. Пребывание в специальных клиниках, где его заставляли худеть – и в итальянской, и в швейцарской, – не помогло. Он никак не может преодолеть «возбужденного отношения к пище, или пантагрюэлизма» – так по-научному называется его болезнь.

В это самое время в телевизионной программе, которую он ведет, попадается документальный репортаж, рассказывающий о поразительных успехах в области сбрасывания веса. Репортаж снят в одной из московских клиник. На экране была показана женщина, которую лечение уменьшило вдвое, а именно со ста сорока килограммов до семидесяти. Больница называется «Клиника лечебного недоедания» (на самом деле в Москве нет клиники с таким названием). Эта документальная съемка производит сильное впечатление на толстого телекомментатора. Он даже сбивается и проваливает следующую страничку своего обозрения.

Чего не сделаешь ради молоденькой и богатой?! И наш герой намеревается использовать последний шанс – испытать на себе достижения российской медицины.

А в Москве – в той самой клинике – готовятся к приему итальянского пациента. В палату вносят цветной телевизор, устанавливают телефонный аппарат. Лечение итальянца поручают докторше – талантливому медику, которая пишет кандидатскую диссертацию на тему «Борьба с раздражительностью больных во время процесса похудания». Ученая крайне недовольна, что ей навязывают больного, когда ей необходимо время для завершения диссертации…


И вот итальянский комментатор вселяется в отдельную палату. Происходит первое знакомство героев нашей комедии. Бурный, экспансивный итальянец, избалованный успехом и популярностью, сразу же начинает недвусмысленное ухаживание за миловидной русской докторшей (представим себе в этой роли Людмилу Гурченко). Он убежден в своей неотразимости, но, во-первых, в России его никто не знает, а во-вторых, наша докторша-очкарик из тех, кого называют «сухарь», «педант». Она увлечена своей диссертацией, наукой и дает стойкий отпор стремительному ухажеру. Нахальные притязания толстяка сразу же обостряют конфликтность ситуации. Докторша не щадит своего пациента, заявляя, что, мол, с таким пузом надо думать не об ухаживании за прекрасным полом. Ссора заходит так далеко, что наш герой может даже схлопотать пощечину от взбешенной диссертантки.

Начинается тяжелая, голодная жизнь итальянца в клинике. В этой больнице весьма оригинальный быт. Она отгорожена от города высоким глухим забором. Вахтер, как правило, не пускает в клинику никого. А в приемные дни он проверяет сумки посетителей, так как приносить больным еду запрещено. Пациентов в город не выпускают – ведь там полно гастрономических соблазнов: кафе, ресторанов, магазинов.
к что толстяки оказываются, по сути дела, узниками своеобразной тюрьмы, а кормят их куда хуже, чем за решеткой. К вечеру, когда организм понимает, что его больше ничем не накормят, каждый пациент готов выть на луну от нестерпимого чувства голода. Толстяки становятся грустными, глаза их тоскливо взирают на мир, появляются капризы, вспыхивают ссоры. Когда же приближаются часы кормления, то именно самые толстые с кружками в руках ждут у закрытых дверей и первыми врываются в столовую. Помимо тех, кому надо худеть, в этой клинике лечат и очень тощих, которым необходимо прибавить в весе. Этих кормят на убой. И вот в одной столовой между соседними столиками создается чудовищное пищевое неравенство. На одних столах – обильные, вкусные яства, на других – полная нищета. При этом «тучников» – так их зовут по-медицински – вдобавок еще истязают процедурами и спортивными упражнениями: велосипед-тренажер, гребля всухую, бассейн, катание тяжелого мяча по животу, бег, гимнастика. А вечерами в садике при больнице происходят танцы. Толстые люди, как правило, очень подвижны и самозабвенно отдаются стремительным пляскам. И не поймешь – то ли они получают от этого удовольствие, то ли это продолжение физических самоистязаний. Во всяком случае, перед зрелищем бойко танцующих полуторастакилограммовых людей меркнет любая фантастика. Здесь, на этой танцульке, завязываются романы, возникают дружбы, случаются и ссоры.

Каждое утро начинается с того, что у контрольных медицинских весов выстраивается очередь. Все спешат узнать, на сколько граммов они похудели. Сколько надежд, огорчений и радостей отражают лица во время взвешивания!


Между тем отношения между нашими героями более чем прохладные. Итальянец проходит исследования, сдает анализы, обрастает друзьями, активно участвует в больничной жизни. И единственный человек сух и неприветлив с ним – это наша докторша.

И вдруг в один прекрасный день телекомментатор замечает, что его лечащий врач резко меняет к нему отношение. В ней появляется приветливость, заинтересованность, доброжелательность. В голосе звучат ласковые интонации. Итальянец самоуверенно решает, что врачиха наконец-то оценила его прекрасные душевные качества, и удваивает усилия по обольщению. Они начинают вести пространные беседы, узнавая друг друга, знакомясь, открывая в каждом что-то новое, интересное. Комментатору становится известно, что докторша – вдова, у нее растет сынишка, который только что пошел в школу. Итальянец, в частности, показывает собеседнице свою фотографию с нарисованной на лице линией и сообщает, что этот абрис нарисовал известный кинорежиссер, который предложил ему главную роль в фильме, если лицо нашего героя вместится в означенную рамку. Он беззастенчиво врет, сочиняя сюжет будущей ленты. Докторша обещает ему помочь и еще больше ужесточает его пищевой и физкультурный режим. Однако интерес у врача к комментатору совсем не личного свойства. После исследований, анализов, после изучения того, как пациент себя ведет в таких условиях голода и истязаний спортом, наша диссертантка понимает, что именно такого больного не хватает ей для блестящего завершения ее научной работы.
вство юмора, неистребимый оптимизм, склонность итальянца к шуткам и розыгрышам иллюстрируют кардинальные положения диссертации. Докторша неутомимо возится с пациентом, холит его, лелеет, прислушивается к каждому вздоху. А бедный итальянец воспринимает ее заботы превратно. Стремясь завоевать взаимность симпатичной докторши, в которую он постепенно влюбляется по-настоящему, наш толстяк худеет прямо на глазах.

Однако терять вес очень тяжело – ведь организм, привыкший обильно есть, упорно сопротивляется. Обросший за время лечения русскими друзьями, наш комментатор иногда срывается. Теплая компания из трех толстяков и одного тощего язвенника – слесаря с завода – собирает в складчину деньги и устраивает подпольное пиршество. Они подбивают больничного повара приготовить им что-нибудь вкусненькое. Через забор дружки перекидывают им бережно завернутые в тряпье бутылки «с горючим». И вот, заперевшись в душевой кабине, голодные пациенты пускаются в загул. Их застукивает наша героиня. Она возмущена несознательным поведением своих подопечных, устраивает им выволочку. Скандал. Пациенты слезно умоляют о прощении. Ведь всем грозит выписка из клиники, не выдадут им больничного листа, что означает прогул на производстве. С огромным трудом удается уговорить врачиху замять дело, не давать ему ходу. А наутро у всех солидная прибавка в весе и дикое раскаяние по поводу своего разнузданного обжорства…


А через несколько дней дошедший до ручки, оголодавший итальянец вместе со своим закадычным другом – слесарем (представим себе в этой роли Георгия Буркова) совершают побег из больницы в город. Ночью они перелезают через забор и исчезают. Их приключения в Москве – особая глава в сюжете нашей картины. Похождения беглецов кончаются тем, что они явятся с повинной на квартиру докторши. И та будет помогать их тайному возвращению в клинику, становясь тем самым соучастницей их проступка.

Постепенно телосложение нашего героя начинает приближаться к мужскому эталону. И докторша, сама того не замечая, начинает испытывать к своему пациенту чувство, сходное с тем, которое Пигмалион питал к изваянной им скульптуре Галатеи.

Встречи докторши и пациента в палате во время ежедневных обходов и прослушиваний грудной клетки становятся все более опасными и напряженными. Дело явно двигается к любовному объяснению между героями.

Но буквально накануне защиты диссертации наша докторша узнает о вероломстве итальянца. Оказывается, овал на его фотографии нарисован вовсе не рукой известного кинорежиссера, а его невестой, ради которой он и затеял все это похудание. Горечь, обида, негодование охватывают нашу героиню. Тут она, может, впервые осознает, что полюбила этого очаровательного вруна и нахала.

Наступает торжественный день защиты диссертации. Ученый совет, врачи-коллеги и итальянец в качестве экспоната, который должен подтвердить правильность выводов диссертантки. Защита проходит блистательно. Но именно в это время пациент вдруг понимает, что не он интересовал милую докторшу. Ее, оказывается, привлекло совсем другое – его анализы, своеобразие его желудка, особый обмен веществ и оригинальный склад характера, мужественно переносящего голодание. Выясняется, что итальянец подошел докторше не как личность, а как объект для научной темы.


И вот наступает грустное прощание наших героев. Они любят друг друга, но никто из них не решается в этом признаться.

Как кончится эта история – разлукой или свадьбой – говорить еще рано. Скорее всего, расставанием. Пока лишь выдуманы контуры сюжета, который в процессе написания может и должен углубиться, расшириться или в чем-то измениться.

Мне кажется, на этой основе удастся создать веселую, забавную, чистую и трогательную историю о том, как два очень разных человека, находящиеся на разных полюсах, встречаются в этой жизни, как они находят общий язык и, более того, находят друг друга. Даже если они не сберегут свою любовь, все-таки она у них состоялась. А это уже немало! Каждый из наших героев становится своеобразным Пигмалионом для другого. Любовь очищает и преображает как русскую докторшу, так и итальянского телекомментатора. К концу рассказа у героини должны исчезнуть сухость, педантизм, наукообразность. И, наоборот, должны проявиться нежность, душевность, доброта, женское очарование. А комментатор должен стать не только стройным, но и преобразиться духовно. Быть более деликатным, глубоким, застенчивым, серьезным…


После написания сценария я намереваюсь реализовать эту комедию в качестве режиссера-постановщика.

Режиссер и драматург Эльдар Рязанов

Москва, 14 февраля 1982

Не скрою от читателя, что некоторые коллизии в этом сюжете отразили личное знакомство автора с клиникой. Ибо довелось мне лежать в ней трижды и на своей шкуре испытать тяжелые голодные муки. Но это другая история…

Не буду рассказывать о сложных ситуациях, связанных с осуществлением совместных постановок, но, в общем, затея моя сорвалась. Тем временем я снял «Вокзал для двоих», а затем и «Жестокий романс». Заявка же намертво залегла среди бумаг так называемого архива. Как поэт, я вышел из подполья и стал публиковаться. Моими стихами заинтересовался молодой провинциальный композитор. Он сочинил несколько песен на мои тексты. Однажды он сказал, что хотел бы сделать мюзикл, поинтересовался, нет ли у меня какого-нибудь сюжета в загашнике, который можно было бы использовать для музыкальной пьесы или сценария. Тут я вспомнил о заявке «Толстый и тонкая» и извлек ее из бумажных глубин. Композитор прочитал, возбудился и стал уговаривать меня написать пьесу с вокальными и танцевальными номерами.

Для пробы я сочинил несколько стихотворных текстов для одного из эпизодов – подпольной вечеринки толстяков и дистрофиков. Композитор регулярно звонил мне, рассказывал, как движется работа, призывал меня вплотную заняться пьесой. Но я решил сначала послушать какие-то из написанных мелодий. Да и занят был очень фильмом «Небеса обетованные». А потом композитор вдруг перестал звонить, и я узнал, что он с семьей переехал в Америку. Связь оборвалась. Позже кто-то из общих знакомых рассказывал мне, что композитор играет на свадьбах и похоронах эмигрантов, что его музыкальная карьера в Штатах не состоялась. Жаль, ибо человек он несомненно одаренный…


А злополучная заявка снова была запрятана в стол. Но несколько стихотворений осталось. И, когда затевалась эта книжка, я вспомнил свою нематериализованную идею, достал заявку и перечитал ее. Честно скажу, посетовал, что не сочинил в свое время пьесу для мюзикла. Сюжет показался мне (а я читал его совершенно свежими глазами) забавным, вполне достойным воплощения. Но я уже вряд ли когда-либо вернусь к «Толстому и тонкой».

Во всяком случае, я рад, что читатель познакомился с эскизом произведения, с первоначальным замыслом.

А теперь несколько стихотворений для ненаписанного мюзикла…

Источник: iknigi.net

Участники

Команда знатоков

  • Илья Баженов, г. Нововоронеж
  • Никита Баринов, г. Саров
  • Александра Золотова, г. Заречный
  • Роман Кузиков, г. Курск
  • Евгений Фионов, г. Санкт-Петербург
  • Константин Рудер, г. Озёрск

Команда телезрителей

  • Инна Мелкова, г. Псков
  • Ирина Попова, г. Новосибирск
  • Алексей Четвёркин, г. Зеленодольск, Республика Татарстан, учитель истории
  • Евгения Рощина, г. Истра, Московская область, дизайнер
  • Полина Игнатьева-Крук, г. Витебск, Беларусь, мастер-кукольник
  • Владимир Кузьминых, г. Харьков, Украина, менеджер
  • Валерия Фролова, д. Подолино, Московская область, финансовый аналитик
  • Артём Межурецкий, г. Бокситогорск, Ленинградская область, студент
  • Наталья Ткаченко, г. Киев, Украина, юрист
  • Сергей Слободенюк, г. Балашиха, Московская область

Также на игровом столе секторы «Блиц» и «Суперблиц», «13 сектор».

Раунд 1 (Евгения Рощина, г. Истра)

Архитектура — Ян Вилс (Нидерланды). Скульптура — Поль Ландовски (Франция). Живопись — Жан Якоби (Люксембург). Литература — Ференц Мезе (Венгрия). Были победители и в других дисциплинах. В 1928 году в Амстердаме каждый победитель получил приз, новый дизайн которого был разработан итальянцем Джузеппе Кассиоли. Что из себя представлял этот приз?

Отвечает Никита Баринов: Всё это происходило на Олимпийских играх, где тогда ещё был конкурс искусств. Там им вручали олимпийские медали.
Ответ верный.
Счёт — 1 : 0

Раунд 2 (Артём Межурецкий, г. Бокситогорск)

… написал я много лет назад.
Столько я упрёков от народа
выслушал, что сам себе не рад.

Мнимый парадокс весьма опасен,
фраза прилепилась, как печать.
Я и сам с собою не согласен,
я хочу при солнце отдыхать.

Какой фразой автор начал это стихотворение?

Отвечает Илья Баженов: Дым Отечества мне сладок и приятен.
Правильный ответ: Первая строчка знакома всем нам по песне Андрея Петрова на стихи Эльдара Рязанова, которая звучит в фильме «Служебный роман» — «У природы нет плохой погоды».
Счёт — 1 : 1
Телезритель получает 50 000 рублей.

Раунд 3 (Наталья Ткаченко, г. Киев)

Внимание, малоизвестные картины известного человека!
«Живопись пришла ко мне на помощь в трудную минуту и стала верной подругой, с которой смело можно отправляться в плаванье по океану жизни. Ведь в отличие от спорта или игр она не предъявляет нелепых условий и не требует невозможного. А напротив прекрасно уживается со старостью или даже дряхлостью». Эта цитата тоже малоизвестная, как и картины, но об одном пристрастии этого человека вы хорошо все знаете. О ком речь?

Отвечает Никита Баринов: Уинстон Черчилль.
Правильный ответ: Автор этих и ещё нескольких сотен картин — Уинстон Черчилль. Всем известно его пристрастие к сигарам, а к живописи — не всем.
Счёт — 2 : 1

Раунд 4 («13 сектор», Олег Данилов, г. Самара, инженер)

За время трансляции поступило 132 740 вопросов.
Закончите высказывание братьев Стругацких: «Там, где присутствует милосердие, — там воспитание. Там, где милосердие отсутствует, — там …»

Отвечает Александра Золотова: Там, где милосердие отсутствует, — там дрессировка.
Правильный ответ: … дрессировка.
Счёт — 3 : 1

Раунд 5 (Полина Игнатьева-Крук, г. Витебск)

Вопрос снят самой телезрительницей. Недавно я меньше чем за час столкнулась с Плещеевым, Вяземским, Жуковским, Фетом, Некрасовым и Алексеем Толстым. А с Майковым, Кольцовым и Пушкиным — аж дважды. А кто способствовал этим встречам?

Отвечает Евгений Фионов: Поспособствовал её ребёнок школьник. Этих литературных деятелей они изучают сейчас, кого-то — больше, а кого-то — меньше.
Правильный ответ: Встреч было двенадцать. Особенно мне запомнилась встреча с Майковым:

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слёзы
О горе былом
И первые грёзы
О счастье ином…

А помог нашим встречам Пётр Ильич Чайковский. Подобрал эпиграф к каждой из двенадцати пьес произведения «Времена года» Пётр Ильич Чайковский

Счёт — 3 : 2
Телезрительница получает 60 000 рублей.

Раунд 6 (Ирина Попова, г. Новосибирск)

Вопрос снят нашими корреспондентами. Кем были изобретатели этой игры?

Отвечает Роман Кузиков: Это хоккейные тренеры, которые показывали установки своим хоккеистам и случайно придумали правила этой настольной игры.
Правильный ответ: Игра похожа на бильярд, только вместо шаров шайбы. Эту игру придумали моряки. В обычный бильярд на корабле не поиграешь, так как шары раскатываются. Вот и придумали морской бильярд — новус.
Счёт — 3 : 3
Телезрительница получает 70 000 рублей.

Раунд 7 (Валерия Фролова, д. Подолино)

Внимание, полезная вещь!
К какому приспособлению должно крепиться это приспособление?

Отвечает Константин Рудер: Это приспособление крепиться к обычному ремню безопасности, который может натирать и быть неудобным для ребёнка. Это приспособление сглаживает этот эффект.
Правильный ответ: С помощью этой вещицы можно зафиксировать голову ребёнка в автомобильном кресле. Это удобно во время сна.
Счёт — 3 : 4
Телезрительница получает 80 000 рублей.

Раунд 8 (Алексей Четвёркин, г. Зеленодольск)

Перед вами куплет королевского гимна Швеции. Журналист Стаффан Скотт в книге «Династия Бернадотов» пишет о том, что в XIX веке в некоторых шведских домах и кабаках можно было услышать, как кто-то произносит слова этого куплета. Что в тот момент было в руках у того чтеца? Что он делал?

Команда берёт помощь клуба. Варианты клуба: пересчитывали карты, пустые кружки, проверить пьяненький или нет, мыло — помыть руки.

Отвечает Роман Кузиков: Команда Повышевой подсчитала, что в тексте 52 слова, а в игральной колоде тоже 52 карты. В руках у этих людей были игральные карты.
Правильный ответ: Этот куплет гимна произносили при пересчитываньи колоды карт.
Счёт — 4 : 4
Телезритель получает 90 000 рублей компенсации, так как команда ответила только с помощью клуба.

Раунд 9 (Владимир Кузьминых, г. Харьков)

Этому искусству обучали даже в институтах благородных девиц. Оно оставило свой след на картинах Маковского, Кустодиева, Шагала. Почитателями плодов этого искусства были Иван Грозный, Екатерина II, и сам Александр Сергеевич Пушкин. О чём речь, что у нас за кулисами?

Отвечает Никита Баринов: Речь о шахматах. За кулисами шахматная доска.
Правильный ответ: Это искусство варки варенья.
Счёт — 4 : 5
Телезритель получает 90 000 рублей.

Раунд 10 («Суперблиц»)

За столом остаётся Никита Баринов

Вопрос 1 (Татьяна Ткаченко, г. Черкассы)

На языке древних славян вель означало много, блудь — ходить. Кто, с точки зрения наших предков был многоходящим?

Отвечает Никита Баринов: Конь.
Правильный ответ: Верблюд.
Счёт — 4 : 6

Итоги игры

  • Команда телезрителей одерживает победу.
  • По решению «Защитника интересов знатоков» Андрея Черемисинова «Хрустальный атом» лучшему знатоку игры вручён Александре Золотовой.
  • По решению «Защитника интересов телезрителей» Дмитрия Брейтенбихера, автор лучшего вопроса Полина Игнатьева-Крук из Витебска за вопрос о «Временах года» Чайковского получает дополнительно 150 000 рублей.

Интересные факты

  • По техническим причинам сектор «Блиц» снят с игрового стола.
  • В программе выступал Валерий Сюткин: в музыкальной паузе с песней «Осень-кошка в рыжих сапогах»; в эпилоге с песней «Я иду шагаю по Москве».

Источник: gameshows.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.