В середине девяностых, когда я только начинал осваиваться с интернетом, любое проникновение в повседневную жизнь жаргона, связанного с компьютерами, сетями или играми, было настоящей сенсацией. Существовали целые словари-разговорники для новичков, я навскидку вспомнил слова «ламер» и «рулез». Робкая надпись Duke Nukem Must Die баллончиком на стене была поводом для радостного обсуждения в течение целой недели. Короче говоря, интернет, игры и вообще увлечение компьютерами было субкультурой со всеми обязательными её атрибутами. Особенно рьяные последователи, включая меня, даже носили микросхемы в качестве аксессуаров — это было круто.
Набирали популярность и приобретали культовый статус отдельные периодические издания. Будущие интернет-гиганты щеголяли пиксельным дизайном, адаптированным для такого разрешения экрана, которое показалось бы сейчас стыдным даже для самого бюджетного смартфона.
Мы с друзьями тусовались в интернет-кафе и сидели в чатах по протоколу IRC. Интернет продавался в виде карточек, и в него надо было звонить по телефонной линии. Уверен, все причастные сейчас смахивают скупую слезу. Чуть позже произошел дикий взлет популярности сайта udaff.com и, соответственно, языка «падонкафф», аббревиатуры «кг/ам» и слова «превед». Этот период можно считать зарёй мем-культуры, хотя само слово «мем» войдет в обиход значительно позже.
До полного срастания жизни сетевой и обычной было далековато — компьютеры были в основном стационарными, социальные сети ещё не были толком изобретены, человеку, не увлеченному или не связанному с отраслью, делать в интернете было всё ещё особенно нечего. За билетами на поезд нужно было ехать в кассу на вокзал, а новости и прогноз погоды смотреть по телевизору.
Ситуация начала быстро меняться вместе с развитием технологий, которые позволили интернет-пользователю стать по-настоящему мобильным. Всё более удобные портативные устройства и быстрая беспроводная связь привели к тому, что жизнь современного человека без подключения к сети стало сложно представить.
Одновременно с этим резко стала массовой интернет-культура. Мемы заменили собой анекдоты. Вместе с жаргоном и специфическим юмором они стали одним из самых мощных маркетинговых инструментов XXI века. Сейчас уже практически невозможно продать потребителю гамбургер и бутылку пива, не испещрив их словом «бро», упоминаниями культовых песен и шутками про лесорубов-метросексуалов.
Явление на самом деле гораздо шире, но в этом контексте мемы — это шутки, следующие определённой формуле. Будь то особенности жизнедеятельности Чака Норриса или просто в чём-то провинившийся Карл. Причём работают любые медиумы — от видео со звуком до статических картинок и просто фраз.
Люди постарше часто задаются вопросом, почему этот юмор такой странный. Количество уровней вложенности одного мема в другой и правда иногда невозможно сосчитать. Объяснить неподготовленному человеку, почему некоторые конструкции вызывают смех, бывает практически невозможно. Некоторые из них теряют популярность и снова становятся актуальными с перерывами в несколько лет. Существуют целые сайты-каталоги, отслеживающие источники и периоды этих волн общественного интереса на графиках, с подробной историей каждого всплеска.
В этой новой реальности для поп-культурного артиста «меметизация» нового произведения стала одним из лучших вариантов разрекламировать себя перед широкой аудиторией. Даже такие мастодонты музыкальной индустрии, как Филипп Киркоров, обращаются к этому механизму. Его совместный с продюсерской командой «Вечернего Урганта» клип на песню про цвет настроения выстрелил именно благодаря привлекательности для мем-культуры.
Ирония ситуации в том, это этим процессом совсем не всегда можно управлять. Одним из неожиданных побочных эффектов меметизации стало возвращение в чарты полузабытых странных композиций, случайно совпавших с настроениями интернет-пользователей. Для незнакомого с этим эффектом наблюдателя может быть удивительным появление в начале каждой осени в чартах разных музыкальных платформ песни Шуфутинского про третье сентября. Как и его фотографии с подписями-цитатами в лентах социальных сетей.
Одним из удачных подходов к этой культуре оказалась способность не разово привлечь к себе внимание ярким клипом или песней, а придумать и поддерживать какой-то периодический формат. Таким образом, например, Twitter Дмитрия Маликова превратил его из ретроартиста в актуального для молодёжи персонажа.
Обратная сторона взрывного роста популярности в социальных сетях — в её скоротечности. Артист, который выстрелил здесь и сейчас, может вызывать ажиотажный спрос. Знакомые промоутеры при этом жалуются, что его не всегда может хватить даже на гастрольный тур. Как только короткий фокус внимания интернет-аудитории сместится на что-то более новое и актуальное, залы стремительно пустеют и концерты приходится отменять.
Кроме того, оказалось, что совсем не обязательно превращать своё творчество в мем, если можно превратить мем в творчество. Тут всем стоит поучиться у песни Монеточки «Каждый раз». Причём использованная в ней юмористическая формула «если бы мне платили каждый раз, когда…» встречалась в анекдотах задолго до того, как стала мемом. Вот такая постирония.
Источник: russian.rt.com
Пролог: Эмиграция двачеров в ВК
О судьбе постиронии в рунете до начала 2010-ых известно очень мало. Во многом это связано с тем, что в нулевых основной кузницей контента были анонимные имиджборды, из-за чего невозможно обозначить ни авторов большинства “абстрактных” и “постироничных” мемов, ни даже приблизительной даты их создания. По этой причиной точкой отсчёта стоит считать начало 2011 года, когда многие двачеры (и не только двачеры — посетители всех популярных в то время имиджборд) решили перебраться во «ВКонтакте», потому что тот наконец стал пригоден не только для общения.
Тогдашние посетители «Двача» имели принципы — брать картинки с доски и тащить их в соцсеть считалось “раковым”, поэтому они начали создавать свой оригинальный контент. Первым пабликом с околопостироничными мемами был “Вконтач”, из которого позже выросла намного более известная “Вконтаба”.
Говоря о «Вконтаче» и «Вконтабе», нельзя не упомянуть имя Андрея Сало — человека, сыгравшего значительную роль в становлении этих сообществ, и пионера в использовании рейдж-комиксов как инструмента для создания постироничного контента.
Акт 1: Великий разлив мочи. Старый форч
Несомненно, вклад «Вконтабы» в развитие постироничной культуры велик, однако за его популяризацией стоит событие, изменившее весь рунет. Это событие — Великий разлив мочи, случившийся летом 2012 года. Если вкратце, то именно из-за него ВК стал монополистом в сфере производства контента, а «Двач» наполнился контингентом с МДК и полностью дискредитировал культуру имиджборд.
Впрочем, самое интересное только начиналось. Набежавшие в «Двач» школьники с МДК, само собой, понятия о культуре «Двача» не имели, а потому стали тащить смешные картинки оттуда в своё естественное местообитание. Предположительно, это и является причиной появления осенью 2012 года первого паблика с “аморальным” юмором — 4chan, ныне покойного. Помимо картинок с «Двача», в нём постили также краденые картинки с «Вконтабы» и оригинальный контент в том же “аморальном” духе.
В ту пору рунет был намного свободнее, чем сейчас, а потому в форчане глумились над всем: над религией, над страданиями людьми, над межэтническими конфликтами и прочими темами, за которые сегодня создатели любого паблика получат бан от государства за экстремизм.
Такое маргинальное и быстрорастущее сообщество довольно долго оставалось незамеченным и со стороны администрации ВК — вплоть до лета 2015 года, когда вовсю расцвела истерия из-за ИГИЛ (организация запрещена в России, все дела). В то время многие паблики были забанены на почве “экстремизма” (например, ИГИЛ-тред), и 4chan тоже попал под справедливую, но бьющую как попало руку правосудия.
Но ящик Пандоры уже было не закрыть — к началу 2015 года клонов оригинального 4chan были уже сотни, если не тысячи. За примерами далеко ходить не надо — все эти паблики начинали как рассадники “аморального” контента с чёрным юмором, их отличие от оригинала лишь в том, что их создатели поняли, куда ветер дует, и вовремя свернули в сторону контента образца МДК 2011 года.
Несмотря на всю токсичность подобных сообществ, их нельзя не рассматривать при описании пути постиронии в рунете. Их заслуга состоит в популяризации агрессивного и абсурдного контента, а также в том, что благодаря этим пабликам произошёл переход в восприятии рейдж-комиксов от неироничного к ироничному. Посмотреть на то, каково было наполнение 4chan и его клонов, можно и сейчас, нужно просто немного отмотать время.
Акт 2: Взлёт и падение постироничных рейдж-комиксов
Пусть аморальный контент и ушёл из широкого употребления, но в андерграунд-культуре он оставил заметный след: формат рейдж-комиксов, который использовал 4chan, стал популярен в узких кругах. Наиболее узнаваемым из пабликов “новой волны рейдж-комиксов” стал паблик «ржу», основанный Гариком Бабаджаняном и Евгением Васильковым в январе 2015 года.
Его главной особенностью стало окончательное размытие грани между серьёзностью и иронией в подаче контента, что, собственно, и является постиронией. Этой подачей он и отличается от “аморальных” пабликов образца 2014 года, в которых ироничность и гротескность публикуемых мемов была видна любому адекватному человеку практически сразу.
Век славы “ржу”, который смело можно назвать золотым веком постиронии, был недолог. Снискав популярность в начале 2016 года, уже к концу года в паблике начался упадок из-за ухода вышеупомянутого Гарика (по совместительству главного контентмейкера) и проблем с постингом.
Свою роль сыграл и конфликт с администрацией паблика joj, дискредитировавший администрацию “ржу”. Мало-помалу, “ржу” терял былую популярность и славу, и сейчас уже мало кому интересен.
Акт 3: Шрифт Лобстер и новая “постирония”
Если время популярности “ржу” — это золотой век постиронии, то с начала 2017 года можно смело отсчитывать длительность “смутного времени”. Как ни странно, в это “смутное время” и произошло становление термина “постирония” в сознании рядового обывателя. Предпосылки этой вехи в истории тянутся аж из лета 2015-го года: их можно найти в паблике «мемы про котов (по ржать)», созданном Борисом Мосехиным.
Уже тогда были видны зарождающиеся клише картинок с надписью шрифтом Lobster (далее — лобстер-мемов): нарочито неправильное написание слов, использование слов из украинского языка и некоторых локальных мемов.
Другой предвестник новой эпохи — паблик “блядские фруктовощи”, основанный Данилом Гординым — был создан в начале 2017 года. По сути, он является продолжателем дела “ржу”, так как на ранних этапах использовал мемы и манеру подачи контента последнего. Паблик очень быстро скатился в лютый щитпостинг, однако это не помешало ему быстро набрать подписчиков и породить несколько известных мемов, таких как “справедливо” и “ну а хули нам пацанам”. Таким образом, “фруктовощи”, равно как и “мемы про котов”, показали, что качество может спокойно переходить в количество.
Последней, но не по значению, предпосылкой стал взлёт паблика «а» — первого успешного проекта, который не имел определённого формата и полностью состоял из щитпостинга. Имеется даже точная дата этого знаменательного события — 8 мая 2017 года. Эту же дату можно считать началой “постироничного апокалипсиса” — событий зимы-осени 2018 года, когда медиапространство заполнили паблики-подражатели “а” и “мемов про котов”.
Может возникнуть вопрос — а чего это все так резко полезли в администрирование пабликов, да ещё и такой странной направленности? Ответ прост — “а” показал, что можно получать ощутимый доход, даже не утруждая себя в производстве качественного контента. Хорошими примерами таких пабликов с контентом без смысла являются «котячий андеграунд» и «бред ебаный и непонятная хуетень», заявившие о себе во время “постироничного апокалипсиса”.
После вышеописанных событий никаких подвижек в “постироничном” коммьюнити не происходило, что говорит нам о стагнации и отсутствии каких-либо свежих идей. Последней тенденцией (несколько пугающей) стала тактика агрессивного форсинга мемов породившими ими сообществами. Хороший пример — паблик “форсим хуйню», подписчики которого кидают единственный мем этого сообщества в комменты под посты многих пабликов, даже если он там ни к чему. Впрочем, это можно рассматривать и как подвижку — появление пабликов, специализирующихся на одном форсе.
Акт 4: Почему щитпостинг ≠ здоровая постирония
Сам термин “постирония” был внедрён в общее употребление летом 2017 года — не случайно же этот период был назван “постироничным апокалипсисом”! Ниже представлена примерная хронология событий:
- 19 июля 2017 года на канале SVTV было опубликовано интервью с администратором паблика «абстрактные мемы для элиты всех сортов» Ярославом Конвеем, в котором часто фигурировало слово “постирония” в отношении производимого “амдэвс” контента;
- В конце июля — начале августа термин докатился и до сообществ с лобстер-мемами и абсурдным контентом. Оказалось, что теперь каждый первый такой паблик — обитель постиронии, а каждый второй — его прародитель;
- 13 августа 2017 года выходит рэп-баттл Оксимирона и Гнойного, ставший самым обсуждаемым событием конца лета. Как известно, Гнойный одержал победу с разгромным счётом, что крайне положительно сказалось на его популярности и популярности объединения «Антихайп», в котором он состоит до сих пор. В свою очередь, в концепцию «Антихайпа» входит и пресловутая постироничность, взять того же Замая. На то, что Гнойный и «Антихайп» привлекли внимание к постиронии, указывает статистика: первый большой пик поиска слова «постирония» в Гугле приходится на 20-26 августа 2017 года, то есть на следующую неделю после публикации баттла.
Собственно, отсюда и растут ноги у того, что сейчас считают “постиронией”. На деле же, лобстер-мемы и прочий щитпост-контент — это не постирония, так как комический эффект в таких мемах достигается лишь повышением градуса абсурдности, а не иронизированием над первичной иронией.
Таким образом, понятие “постирония” в понимании современного русскоязычного обывателя приобретает следующий смысл:
- Русская “постирония” — асбурдный щитпост, смешной лишь по причине собственной абсурдности.
Заключение
Несмотря на сомнительную культурную ценность, сегодня “постироничный” контент пользуется большой популярностью, какой пользовался “аморальный” контент в 2013-2015 годах. Возможно, мода на такой “абстрактный” и “абсурдный” контент в скором времени сойдёт на нет, и на смену придёт уже метаироничный юмор, деконструирующий каноны как привычного юмора, так и самой постиронии. О последней лучше уже либо хорошо, либо ничего — если она не мертва в русском комьюнити, то находится в глубокой коме, из которой будет выходить очень и очень долго.
Источник: memepedia.ru
Глоссарий
- Ирония это сатирический приём, при котором настоящий смысл скрыт или противопоставляется реальному смыслу.
- Постирония (в изначальном смысле) это состояние, при котором границы серьёзности и иронии получаются размытыми.
- Щитпостинг (от англ. shit posting) это временный или постоянный постинг не имеющего смысла контента в мем-пабликах, при котором качество мемов уступает место количеству.
Пролог: Эмиграция двачеров в ВК
О судьбе постиронии в рунете до начала две тысячи десятых известно сильно мало. Во многом это связано с тем, что в нулевых основной кузницей контента существовали анонимные имиджборды, из-за чего нельза было обозначить ни авторов большинства “абстрактных” и “постироничных” мемов, ни даже приблизительной даты их создания. По этой причиной точкой отсчёта надо считать начало 2011 года, когда многие двачеры (и не только двачеры — посетители всех популярных в то время имиджборд) захотели перебраться во «ВКонтакте», потому что тот наконец стал пригоден не только для общения.
Тогдашние посетители «Двача» имели принципы — брать картинки с доски и тащить их в социальную сеть считалось “раковым”, поэтому они стали создавать свой оригинальный контент. 1-м пабликом с околопостироничными мемами был “Вконтач”, из которого потом выросла намного более известная “Вконтаба”.
Говоря о «Вконтаче» и «Вконтабе», нельзя не упомянуть имя Андрея Сало — человека, сыгравшего большую роль в становлении данных сообществ, и пионера в использовании рейдж-комиксов как инструмента для создания постироничного контента.
Акт 1: Великий разлив мочи. Старый форч
Точно, вклад «Вконтабы» в развитие постироничной культуры огромен, однако за его популяризацией стоит событие, изменившее весь рунет. Данное событие — Великий разлив мочи, случившийся летом две тысячи двенадцатого года. Если вкратце, то именно из-за него ВК явился монополистом в сфере производства контента, а «Двач» наполнился контингентом с МДК и совсем дискредитировал культуру имиджборд.
Но, самое интересное лишь начиналось. Набежавшие в «Двач» школьники с МДК, само собой, понятия о культуре «Двача» не имели, а потому стали тащить смешные картинки оттуда в своё естественное местообитание. Предположительно, это и есть причиной появления осенью 2012 года первого паблика с “аморальным” юмором — 4chan, теперь покойного. Кроме картинок с «Двача», в нём постили еще краденые картинки с «Вконтабы» и оригинальный контент в том же “аморальном” духе.
Такое маргинальное и быстрорастущее сообщество очень долго оставалось незамеченным и со стороны администрации ВК — вплоть до лета 2015 года, когда совсем расцвела истерия из-за ИГИЛ (организация запрещена в России, все дела). В то время много пабликов были забанены на почве “экстремизма” (например, ИГИЛ-тред), и 4chan так же попал под справедливую, но бьющую как попало руку правосудия.
Но ящик Пандоры уже было не закрыть — к началу 2015 года клонов оригинального 4chan находилось уже сотни, если не тысячи. За примерами далеко ходить не стоит— все данные паблики начинали как рассадники “аморального” контента с чёрным юмором, их отличие от оригинала только в том, что их создатели поняли, куда ветер дует, и вовремя свернули в сторону контента образца МДК 2011 года.
Несмотря на всю токсичность этих сообществ, их нельзя не рассматривать при описании пути постиронии в рунете. Их заслуга находится в популяризации агрессивного и абсурдного контента, а еще в том, что благодаря этим пабликам был переход в восприятии рейдж-комиксов от неироничного к ироничному. Посмотреть на то, каково было наполнение 4chan и его клонов, можно и теперь, надо просто немного отмотать время.
Акт 2: Взлёт и падение постироничных рейдж-комиксов
Пусть аморальный контент и ушёл из широкого употребления, но в андерграунд-культуре он оставил заметный след: формат рейдж-комиксов, который брал 4chan, явился популярен в узких кругах. Наиболее узнаваемым из пабликов “новой волны рейдж-комиксов” явился паблик «ржу», основанный Гариком Бабаджаняном и Евгением Васильковым в январе две тысячи пятнадцатого года.
Его основной особенностью было окончательное размытие грани между серьёзностью и иронией в подаче контента, что, собственно, и является постиронией. Этой подачей он и отличается от “аморальных” пабликов образца две тысячи четырнадцатого года, в которых ироничность и гротескность публикуемых мемов была видна любому адекватному человеку почти сразу.
Век славы “ржу”, который точно можно назвать золотым веком постиронии, был короткий. Снискав популярность в начале две тысячи шестнадцатого года, уже к концу года в паблике был упадок из-за ухода вышеупомянутого Гарика (по совместительству главного контентмейкера) и проблем с постингом.
Свою роль сыграл так же конфликт с администрацией паблика joj, дискредитировавший администрацию “ржу”. Мало-помалу, “ржу” терял изначальную популярность и славу, и теперь уже мало кому интересен.
Акт 3: Шрифт Лобстер и новая “постирония”
Если время популярности “ржу” — это золотой век постиронии, то с начала две тысячи семнадцатого года можно точно отсчитывать длительность “смутного времени”. Как ни странно, в данное “смутное время” и было становление термина “постирония” в сознании рядового обывателя. Предпосылки данной вехи в истории тянутся аж из лета 2015-го года: их можно отыскать в паблике «мемы про котов (по ржать)», созданном Борисом Мосехиным.
Уже в то время были видны зарождающиеся клише картинок с надписью шрифтом Lobster (далее — лобстер-мемов): нарочито неправильное написание слов, использование слов из украинского языка , а так же некоторых локальных мемов.
Иной предвестник новой эпохи — паблик “блядские фруктовощи”, основанный Данилом Гординым — был сделан в начале 2017 года. По сути, он есть продолжателем дела “ржу”, так как на ранних этапах брал мемы и манеру подачи контента последнего. Паблик сильно быстро скатился в лютый щитпостинг, но это не помешало ему быстро набрать подписчиков и породить несколько известных мемов, таких как “справедливо” и “ну а хули нам пацанам”. Этим образом, “фруктовощи”, равно как и “мемы про котов”, показали, что качество может спокойно идти в количество.
Последней, но не по значению, предпосылкой явился взлёт паблика «а» — 1-го успешного проекта, который не имел определённого формата и полностью состоял из щитпостинга. Имеется даже точная дата данного знаменательного события — восьмое мая 2017 года. Эту же дату надо считать началой “постироничного апокалипсиса” — событий зимы-осени две тысячи восемнадцатого года, когда медиапространство заполнили паблики-подражатели “а” и “мемов про котов”.
Может быть вопрос — а чего это все так быстро полезли в администрирование пабликов, да ещё и такой странной направленности? Ответ прост — “а” дал понять , что можно получать ощутимый доход, даже не утруждая себя в производстве качественного контента. Хорошими примерами этих пабликов с контентом без смысла есть «котячий андеграунд» и «бред ебаный и непонятная хуетень», заявившие о себе во время “постироничного апокалипсиса”.
После вышеописанных событий никаких подвижек в “постироничном” коммьюнити не было, что говорит нам о стагнации и отсутствии каких-нибудь свежих идей. Последней тенденцией (несколько пугающей) явилась тактика агрессивного форсинга мемов породившими ими сообществами. Прекрасный пример — паблик “форсим хуйню», подписчики которого кидают единственный мем данного сообщества в комменты под посты многих пабликов, даже если он там ни к чему. Но, это можно рассматривать и как подвижку — появление пабликов, специализирующихся на 1-м форсе.
Акт 4: Почему щитпостинг ≠ здоровая постирония
Сам термин “постирония” был внедрён в общее употребление летом две тысячи семнадцатого года — не случайно же данный период был назван “постироничным апокалипсисом”! Ниже показана примерная хронология событий:
- девятнадцатого июля две тысячи семнадцатого года на канале SVTV было опубликовано интервью с администратором паблика «абстрактные мемы для элиты всех сортов» Ярославом Конвеем, в котором много фигурировало слово “постирония” в отношении производимого “амдэвс” контента;
- В конце июля — начале августа термин дошел и до сообществ с лобстер-мемами и непонятным контентом. Оказалось, что сейчас каждый 1-й такой паблик — обитель постиронии, а каждый второй — его прародитель;
- тринадцатого августа две тысячи семнадцатого года выходит рэп-баттл Оксимирона и Гнойного, ставший самым обсуждаемым событием конца лета. Как знаем , Гнойный получил победу с разгромным счётом, что крайне положительно сказалось на его популярности и популярности объединения «Антихайп», в котором он есть до сих пор. В свою очередь, в концепции «Антихайпа» имеется и пресловутая постироничность, взять того же Замая. На то, что Гнойный и «Антихайп» привлекли внимание к постиронии, говорит статистика: 1-й большой пик поиска слова «постирония» в Гугле приходится на 20-26 августа 2017 года, то есть на следующую неделю после публикации баттла.
Источник: RoadNice.ru