Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей


Ткань нашей  жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней.

Бальзак О.

Роман «Мастер  и Маргарита» Булгаков начал писать в 1928 году и работал над ним до самой смерти. В это произведение писатель вложил всю свою душу, талант, поделился с читателем философскими мыслями, проявил невероятную фантазию. В романе Булгаков дает свое определение добра и зла, любви, преступления, смерти, человеческого бытия.

Только через 25 лет после смерти автора произведение вышло в свет за рубежом, а затем и в журнале «Москва».  Уникальный, необыкновенный роман привлек читателей всех возрастов и профессий, потому что в нем были освещены волнующие человечество вопросы.  


В романе удивительным образом сочетается не сочетаемое: глубокая философия и ирония, фантастическое и реальное, мистическое и сатирическое.

 

Ондй из галвных  тем произведений многих писателей  была проблема добра и зла. Булгаков в своем романе показывает взаимоотношения этих сил. Добро и зло не могут существовать отдельно. Без зла нет добра, ведь тогда люди не знали бы, что такое добро, не ценили его.  

В произведении есть четкая грань между добром и  злом. Добро олицетворяет Иешуа Га-Ноцри  – странник, философ, мирный проповедующий добро, всепрощение и милосердие, у него чистая душа и помыслы. Своими мирными проповедями он желал принести в мир добро, очистить его от людских пороков. Его, обвиняемого в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма, привели к прокуратору Иудеи. Иешуа назвал Понтия Пилата «добрым человеком», как обращался ко всем людям без исключения, за что получил удары плетью. Но он не изменил своего мнения и озвучил свою жизненную позицию: «Злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». Прокуратор понимает, что этот философ не преступник. После того, как Иешуа совершает чудо, избавив его от невыносимой головной боли, он хочет спасти невиновного. Малодушие и трусость не дают прокуратору освободить Иешуа. Мирный проповедник спокойно принимает смерть, зная, что жив его верный ученик Левий Матвей.


Понтий Пилат  наказан: его вечно будет мучить совесть. 

Мастер, главный  герой романа, пишет свой роман, основанный на мифе о Понтии Пилате и Иисусе. Мастер пытается вернуть в мир  добро и истину, но его творение не принимают и автор малодушно предает его, сжигая. Мастер попадает в сумасшедший дом. Вновь добро повержено. Но у писателя остается ученик – Иван, который продолжит его дело.  

Носителем зла  является Воланд – дьявол, сатана, явившийся  в Москву вершить суд. Князь тьмы и его странная свита приносят в город хаос, страх, неразбериху. С их появлением пьяница Степан исчез из города, не нашедший себя Иван попал в сумасшедший дом, лживый и грубый Варенуха побывал вампиром, берущий взятки Никанор Иванович был арестован, сплетник Тимофей Кондратьевич исчез. Эти люди усвоили урок и исправились. Более жестоко наказал Воланд Берлиоза, которого задавил поезд, а барона Майгеля за доносительство застрелил Азазелло на балу Сатаны.

Во время сеанса черной магии в Варьете Воланд и его свита, обнажая людские  пороки (жадность, любовь к деньгам, ложь, легкомыслие), убеждаются в том, что люди не изменились, и их испортил квартирный вопрос.


Известно, что на злодеяние нужно отвечать добром, чтобы остановить зло. Булгаков же в своем романе находит другое решение: зло наказывается злом, что в итоге приводит к положительным последствиям.

Как ни странно, но злой и безжалостный по определению  Сатана оказывается более гуманным. Он исполняет желания Маргариты  — освобождает Фриду и возвращает из сумасшедшего дома Мастера, возвращает ему квартиру, возрождает из пепла его роман. Также Воланд награждает влюбленных – дарит им покой и вечность, которую они заслужили своими страданиями. Сгоревший  по вине свиты дьявола грибоедовский дом будет построен заново, будет лучше, чем старый, в нем будут жить настоящие таланты.

 

Зло, безусловно, приносит разруху, но оно разрушает  то, что не приносит пользу, что является неправильным. Добро же не всегда бывает во благо. Добро и зло неразрывно переплетены, между светлыми и темными силами тонкая грань. Зло необходимо в мире не меньше, чем добро. Значит, Воланд, мудрый князь тьмы, дополняет в романе Иешуа Га-Ноцри, мирного проповедника добра. Благодаря им все будут наказаны по заслугам, в мире будет справедливость.  

Для Булгакова  самые тяжкие человеческие пороки –  трусость, предательство, доносительство. В своем романе автор предупреждает читателей о том, что каждый человек несет ответственность за свои поступки, за выбранный им путь. Рано или поздно каждому воздастся по заслугам. Нужно уметь различать добро и зло и четко понимать, во имя чего ты живешь.  


Источник: stud24.ru

Форма проведения читательской конференции: праздник встречи с любимой книгой.

Тема “Нам жизнь дана, чтобы любить …”

Цели:

  • образовательная: познакомить учащихся с творчеством В. Ф. Тендрякова и его повестью “Весенние перевёртыши”; пробудить интерес к творчеству писателя.
  • развивающая: развитие интереса учащихся к книге и чтению; способствовать развитию интеллекта, кругозора, познавательного интереса.
  • воспитательная: проследить отражение в произведении таких нравственных категорий, как человеческое достоинство, дружба, взаимовыручка, доброта, милосердие, первая любовь; воспитывать вдумчивого читателя.

Оборудование: портрет писателя, выставка различных изданий книг В. Ф. Тендрякова, тезисы, музыкальное сопровождение.

Ход конференции

На доске написана тема читательской конференции “Нам жизнь дана, чтобы любить” и плакаты с цитатами.

Из мудрых мыслей:


  • Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей: добро и зло соседствует в ней. (О. Бальзак)
  • Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела. Добро – не наука, оно – действие. (Р. Роллан)
  • Слова “любовь” и “жизнь” неразделимы. В отдельности их познавать нельзя. (В. Сидоров)
  • Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой. (Л.Н. Толстой)
  • Настоящий друг везде Верен: в счастье и в беде. (В. Шекспир)
  • Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. (А. Сент-Экзюпери)
  1. Вступительное слово учителя.

Начинаем читательскую конференцию по повести В. Ф. Тендрякова “Весенние перевёртыши”, тема которой сформулирована словами русского поэта Фёдора Тютчева “Нам жизнь дана, чтобы любить …”. Это утверждение кажется таким очевидным, что мы над ним не всегда задумываемся. Но если оглянемся вокруг, то увидим, что в современном мире до сих пор существуют зло, обида, ненависть. Это значит, любить умеют не все. И любят тоже не всех. Наше время, как никогда, требует от человека огромной душевной силы, чистоты, преданности идеалам и стойкости перед злом. Нравственные законы человеческого существования непреложны, а человеческое достоинство – главное достояние каждого из нас – нужно отстаивать до конца любой ценой и при любых обстоятельствах.Проблемы добра и зла, нравственных поисков человека, ценности человеческой жизни лежат в основе многих произведений русской литературы.
остался в стороне от их решения и современный прозаик Владимир Фёдорович Тендряков. Он писал:“Все мы люди, живущие в одном мире единой жизнью, и нельзя, чтобы твоё горе вызывало у меня радость, а причины моего восторга были бы для тебя ненавистны. Почувствуй моё горе, как своё, если ты не хочешь, чтоб мы отправили друг другу существование! Это должно стать целью не только искусства, а любого общества”.Мне очень хочется, чтобы вы умели любить, и чтобы вас всегда любили. И сегодняшний разговор в какой – то мере должен этому помочь. Послушайте удивительное стихотворение, которое помогает настроиться на сегодняшний урок.

Ученица читает стихотворение Ф. Тютчева “Нам жизнь дана, чтобы любить …”

Нам жизнь дана, чтобы любить,
Любить без меры, без предела,
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело.
Нам жизнь дана, чтоб утешать
Униженных и оскорблённых,
И согревать, и насыщать
Увеченных, слабых и бездомных.
Нам жизнь дана, чтоб до конца
Бороться с тьмой, бороться с ложью,
И сеять в братские сердца
Одну святую правду Божью.
А правда в том, чтобы любить,
Любить без меры, без предела,
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело.

Учитель. Эти строки созвучны цели нашего урока. Её мы постараемся достичь.

  1. Мини-сообщения учащихся.

Заранее подготовленные ученики рассказывают об отдельных эпизодах биографии В.Ф. Тендрякова.

  1. Конкурс на самого внимательного читателя.

Вопросы конкурса (приложение1).

  1. Выявление читательского восприятия.

Учитель. Повесть “Весенние перевёртыши” начинается с того, что ясный, устойчивый мир, где всегда понятно, что такое хорошо и что такое плохо, стал играть с героем повести Дюшкой в перевёртыши. И последняя фраза повести говорит о том, что окружающий Дюшку прекрасный и коварный мир любил играть в перевёртыши.Очевидно, что для автора было важно понять, в чём заключалось коварство различных обликов жизни. Важно это и для нас, читателей повести.

Вопросы конференции дети получили заранее, они распечатаны на отдельных листах.

Вопросы конференции (приложение 2).

  1. Знакомство с выставкой иллюстраций к повести “Весенние перевёртыши”.

Обсуждаются и комментируются рисунки учащихся, иллюстрации художников – оформителей книги.

  1. Конкурс художественного пересказа эпизодов из повести “Весенние перевёртыши”.

“Время! Оно крадётся.
Дюшка его увидел! Пусть не само, пусть его следы.
Вчера на берёзе не было дымки, вчера ещё не распустились почки – сегодня есть! Это след пробежавшего времени…”
“ Исполнились мои желанья. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
… сейчас вгляделся и вдруг понял: Наталья Гончарова похожа на … Римку Братеневу…”

  1. Конкурс думающего читателя.

Учащиеся объединяются в группы, выбирают для анализа одну из цитат, напечатанных на листах, и пытаются объяснить, как их можно связать с повестью “Весенние перевёртыши”.

Конкурс думающего читателя (приложение 3).

  1. Музыкальная пауза.

Звучит песня “Доброта” на слова Тулуповой, музыка И. Лученка.

  1. Сюрпризы читательской конференции.
  • Библиотекарь школы награждает самых читающих детей.
  • Открытие “Книги рекордов Гиннеса” класса “Самый активный читатель класса”.
  • Награждение победителей конкурсов конференции.
  1. Подведение итогов читательской конференции.

В конце встречи к доске прикрепляется лист бумаги в виде солнца, на котором ребята и гости конференции могут написать свои мнения и впечатления о конференции.

Рисунок 1.

img1.gif (6032 bytes)

Учитель. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта и любовь, которые растопят даже вечную мерзлоту.

Источник: urok.1sept.ru

5. Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.

Что такое доброта и жестокость? Это те самые нравственные основы, на которые опирается жизнь человека и его отношение к окружающему миру. Зададимся вопросом, как сосуществуют эти проявления человеческой натуры в нашей жизни? «Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней», — так говорил Бальзак. Действительно, в человеческом обществе есть место не только доброте, но и, к сожалению, жестокости. Должны ли мы задуматься о том, почему человек порой живет желанием причинять боль и страдание другому? Я думаю, должны, чтобы не допустить в себе проявления жестокости.


Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, о которых размышляют авторы многих произведений литературы. Не оставался в стороне от этой темы и Максим Горький, который с детских лет познал цену людской жестокости. Сразу вспоминается его пьеса «На дне», так как в ней рассказана беспощадная правда о людях, оказавшихся на «дне» жизни.

Главные герои ночлежки в силу разных обстоятельств оказались обмануты обществом. У них отняты имена (Актер, Сатин, Татарин), любовь (Васька Пепел, Наташа), честь (Пепел), свобода (Сатин), родословная (Барон), жизнь (Анна, Актер). В ночлежке, где они теперь все живут, царят хамство, равнодушие к страданиям ближнего и жестокость по отношению друг к другу. Так, Барон по-хамски заставляет в свою очередь убирать жилище Настю вместо себя и постоянно смеется над ее рассказами о прошлой любви. Бубнов равнодушен к жалобам на шум умирающей Анны. Хозяева ночлежки беспощадно готовы увеличивать плату за жилье для нищих постояльцев и жестоко истязают Наташу. Оказавшись на «дне» жизни, герои страдают, не верят в освобождение от бед, мучаются и ждут сострадания, но не получают его. Этим, наверное, и объясняется их жестокость и равнодушие друг к другу как способ защиты от отчаяния.

Но вот однажды в ночлежке появляется новый постоялец – странник Лука, которого приводит Наташа. Он отличается от окружающих тем, что добр и внимателен ко всем людям. Он сумел в каждом из «босяков» рассмотреть что-то человеческое, индивидуальное, дать им веру и надежду. Анне он обещает освобождение от смертельных мук и покой. Актер благодаря Луке верит в свое излечение от алкоголизма. Пеплу старец рассказывает о новой жизни в Сибири с Наташей. Настю он просто готов выслушать, чтобы не лишать ее веры в любовь, которую она якобы познала. До ухода Луки самочувствие ночлежников улучшается: в них появляется и крепнет вера в то, что их жизнь станет лучше. Некоторые герои даже пытаются уже сделать первые шаги на пути к обретению своего достоинства. Конечно, можно спорить о том, что сострадание не может заставить человека изменить свою судьбу, что жалость унизительна для человеческого достоинства. После ухода Луки все герои обвинили старика во лжи. Но только Сатин защитил старика и понял нечто важное для себя. Лука пробудил в нем веру в то, что человек должен быть хозяином собственной жизни, а не рабом. Так от неосознанной жестокости герои пьесы приходят к пониманию смысла своего существования.

Таким образом, доброта и жестокость сосуществуют в человеческом обществе. Очень важно понимать, что движет жестоким человеком. Может быть, стоит проявить к нему сострадание, чтобы человек очнулся и поверил в силу добра.

Источник: infourok.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.