Шутка это когда всем смешно


Шу́тка — это фраза или небольшой текст юмористического содержания. Она может быть в различных формах, таких, как вопрос/ответ или короткая байка. Для достижения своей юмористической цели шутка может использовать иронию, сарказм, игру слов и другие методы. Шутка, как правило, имеет концовку (кульминацию), которая заканчивает повествование и делает его смешным.

Розыгрыш или шалость отличается от разговорной шутки тем, что основным её компонентом является юмор физический, а не словесный (например, положить соль в сахарницу или наоборот).

Цель[править | править код]

Шутки, как правило, используются для развлечения друзей или зрителей. В ответ обычно ожидается смех, а когда этого не происходит, шутка, как говорят, оказалась «плоской» или провалилась. Однако у шутки есть и другие цели и функции, общие для комедии/юмора/сатиры в целом. Плоская шутка — это та, которая не содержит подтекста (хотя цель развлечь/развлечься у шутящего имеется), и ее невозможно додумывать. Например, что-то стало холодать, не пора ли нам поддать. Плоская шутка может быть признаком нарушения функции головного мозга (Лобный синдром психической расторможенности, или синдром Брунса-Ястровитца).[1]

Древность шутки[править | править код]


Шутки были частью человеческой культуры с древнейших времён. Недавнее открытие документа под названием Philogelos (Любителям смеха) даёт нам представление о древнем юморе. Написанный в Греции Гиероклом и Филагриусом, этот документ датируется третьим или четвёртым столетием нашей эры, и содержит около 260 шуток. Учитывая то, что юмор из нашей современной культуры недавнего XIX века порой является непонятным для нас сегодня, юмор из этого древнего документа выглядит удивительно знакомым. В нём есть разные стереотипы, и среди них фаворитами являются рассеянный профессор, евнух, люди с грыжами или неприятным запахом изо рта. Многие шутки основаны на идее знания характера персонажа, например:

Парикмахер, лысый мужчина и рассеянный профессор втроём путешествуют. На ночлеге они решили по очереди сторожить багаж. Когда настала очередь парикмахера, ему во время дежурства стало скучно, и он ради шутки побрил профессору голову. Когда профессор проснулся на свою смену, он потрогал свою голову и говорит: «Ну и глупый парикмахер. Он разбудил вместо меня этого лысого».


Существует даже шутка, похожая на скетч Монти Пайтона «Мёртвый попугай»: человек покупает раба, который вскоре после этого умирает. Когда он жалуется об этом торговцу рабами, тот говорит: «Но он же не умирал, когда принадлежал мне». Комик Джим Боуэн так представил сборник современной аудитории: «Одну или две из этих шуток я видел в действиях людей в наше время, правда, слегка обновленными. Эти люди садились в автомобиль вместо колесницы, одним из них был Томми Купер»[2].

Психология шутки[править | править код]

Причина, по которой люди смеются над шутками, была и остаётся предметом серьёзного научного исследования. Вот некоторые примеры.

  • Иммануил Кант в «Критике способности суждения» (1790) утверждает, что «смех является эффектом, который возникает, если напряжённое ожидание превращается в ничто». Вот 230-летняя шутка, приведённая Кантом, и его анализ[3]:


В Сурате индиец, который сидел за столом у англичанина, увидев, когда тот откупорил бутылку с элем, что пиво, превратившись в пену, выходит из бутылки, выразил в многочисленных восклицаниях крайнее удивление, а на вопрос англичанина, что же в этом удивительного, ответил: «Меня удивляет не то, что оно выходит, а то, как вам удалось загнать его туда».

Мы смеемся и ощущаем истинное удовольствие, слушая рассказ о том, как и смеемся мы не потому, что ощущаем себя несколько умнее этого невежественного индийца или по поводу чего-либо приятного, обнаруженного во всем этом нашим рассудком, а потому, что наше напряженное ожидание внезапно превратилось в ничто.

  • Анри Бергсон в своей книге Le Rire («Смех», 1901) высказывает мысль, что смех эволюционировал, чтобы сделать социальную жизнь возможной для человека.
  • Работа Зигмунда Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному» (нем. Der Witz und seine Beziehung zum Unbewußten).
  • Артур Кёстлер в книге «Акт творения» (1964) анализирует юмор и сравнивает его с другими видами творческой деятельности, такими, как литература и наука.
  • Работа Марвина Минского «Общество разума» (1986).
Марвин Минский предполагает, что смех имеет определённые функции, связанные с работой человеческого мозга. По его мнению, шутки и смех являются механизмом мозга для распознавания бессмыслицы. По этой причине, утверждает он, шутки, как правило, не так смешны, когда вы слышите их повторно.
  • Работы Эдварда де Боно «Механизм разума» (1969) и «Я прав, ты не прав» (1990).

Эдвард де Боно считает, что мозг является машиной сравнения шаблонов, и он работает путём распознавания утверждений и образов действий и разложения их на знакомые образы. Когда знакомые связи не срабатывают и в мозгу возникает неожиданная альтернативная связь по новому маршруту, отличному от ожидаемого, то возникает смех «как реакция на установление нового соединения». Эта теория объясняет многие феномены, связанные с шутками, например:

  • Почему шутки смешны только в первый раз, когда мы их слышим: если шутка услышана повторно, её шаблон уже имеется, поэтому никаких новых связей не возникает, и поэтому несмешно.
  • Почему шутки имеют сложные и часто повторяющиеся настройки: повторение устанавливает знакомый шаблон в мозге. Распространённый метод, используемый в шутках, состоит в том, чтобы рассказать одну и ту же историю дважды, а затем пересказать её в третий раз с добавлением концовки. Первые два пересказа создают знакомый шаблон в мозге и таким способом подготавливают его для изюминки.
  • Почему в шутках часто используют стереотипы: использование стереотипов отсылает к знакомому, ожидаемому образу действий, экономя время настройки мозга.
  • Почему в шутках используются варианты хорошо известных историй (например, «Золотая рыбка и три желания» или «Заходит человек в бар»): это опять-таки экономит время на настройку и установление знакомого шаблона.

  • В 2002 году Ричард Вайсман провел исследование с целью открытия самой смешной шутки в мире[4].

Смех, естественная человеческая реакция на шутки, в умеренных количествах благоприятен для здоровья, напрягает мышцы живота и высвобождает эндорфины, натуральные химические вещества в мозге, влияющие на эмоциональное состояние человека.

Часто люди используют подходящие к ситуации шутки, чтобы пережить неприятности. Это так называемый «юмор выживания» (англ. survivor humor), в котором шутки выполняют специфическую функцию: снизить воздействие стресса. Эти шутки менее понятны людям, не попадавшим в подобные ситуации[5].

Правила[править | править код]

Правила юмора аналогичны правилам поэзии. Основными из них являются: распределение по времени, точность, синтез и ритм. В одном из эссе французский философ Анри Бергсон сказал: «В каждом остряке есть что-то от поэта»[6]. В этом эссе Бергсон рассматривает сущность юмора как вкрапления механистического в жизненное.
использовал в качестве примера книгу английского юмориста, в котором пожилая женщина, желающая иметь репутацию филантропа, предоставляет «дома в пределах хорошей слышимости из её особняка для перевоспитания атеистов, которые были специально подготовлены для этой цели, и для большого числа честных людей, которых специально превратили в пьяниц, поэтому она гарантированно может вылечить их, и так далее». Эта идея выглядит смешной, потому что подлинное побуждение к благотворительности, являющееся само по себе реалистичным и жизненным, приобрело в данном случае вкрапления механистической концепции из-за соблазна особым образом выглядеть со стороны.

Для достижения точности комик должен тщательно подбирать слова, чтобы обеспечить яркий, сфокусированный образ, и при этом не быть банальным, иначе можно аудиторию ввести в заблуждение и не возбудить смех. Правильное расположение слов в предложении также имеет большое значение для достижения точности.

Поскольку шутка считается наилучшим способом выражения максимального уровня юмора при минимуме слов, она является одним из ключевых технических элементов комиков. Приведём пример из Джорджа Карлина:


« У меня такой же авторитет, как у Папы римского, жаль, что верят в это немногие.[7] »

Хорошо известная модель «краткости» дала многочисленные примеры шуток, в которых продолжительность сама по себе является кульминацией. Известно много таких образцов из репертуара Монти Пайтон, например, песня «Я люблю светофор». Такой юмор часто используется в сериале Гриффины. Например, в эпизоде «Wasted Talent» Питер Гриффин стучит по своей голени (классический дешёвый фарс), бережно обхватывает её руками, дует на неё, якобы успокаивая боль, но значительно дольше, чем ожидается. Некоторые версии популярной водевильной шутки «Аристократы» могут продолжаться в течение нескольких минут, она считается анти-шуткой, а юмор больше заключается в настройке публики, чем в концовке.


Содержание шутки (смысл) — это не то, что вызывает смех, а то, что придаёт ей характерные особенности и вызывает улыбку. Заставляет нас смеяться механизм шутки. Милтон Берл демонстрировал это в классическом театральном эксперименте в 1950-х годах: если во время серии шуток вставлять фразы, не являющиеся шутками, но с тем же ритмом, аудитория всё равно смеётся. Классикой является тройной ритм с тремя ударениями: вступление, предпосылка и антитеза (в антитезе должна быть концовка).

Что касается экспериментов Милтона Берла, на их основе можно продемонстрировать понятие «нарушение контекста» или «ломка шаблона». Это не обязательно ритм, который вызвал у аудитории смех, а несоответствие между ожиданием шутки и заменяющей её нелогичной «нормальной фразой». Эта нормальная фраза, сама по себе неожиданная, является разновидностью концовки — анти-концовкой.

Типы шуток[править | править код]

В шутках юмор часто строится на неожиданном, мягком нарушении табу (при этом они могут содержать что-то несимпатичное или социально неуместное), или играть на стереотипах и других культурных убеждениях. Многие шутки вписываются в более чем одну категорию.

Темы[править | править код]

Политические шутки являются, как правило, формой сатиры. Чаще всего они касаются известных политиков и глав государств, но могут также обыгрывать нелепости политической ситуации в стране.
ким примером политических шуток можно считать политические карикатуры. Известны две большие категории такого рода шуток. В первой переводится в юмористическую плоскость негативное отношение к политическим оппонентам или к политикам в целом. Во второй высмеиваются политические клише, лозунги, фразы или просто ошибки политиков. Некоторые из них, особенно шутки серии «У Вас есть две коровы», извлекают юмор из сравнения различных политических систем.

Профессиональный юмор содержит карикатурное изображение некоторых профессий, таких, как юристы, и понятен он, в основном, в профессиональных кругах. Его разновидностями являются математический, физический юмор и так далее.

Этнические шутки эксплуатируют этнические стереотипы. Они часто являются расистскими, и могут быть оскорбительными. Например, англичанин начинает рассказывать шутку со слов: «англичанин, ирландец и шотландец …». В ней предполагается скупость шотландца, глупость ирландца и консервативность англичанина. Такие шутки существуют среди многих народов.

Шутки, основанные на других стереотипах (например, шутки о блондинках), часто считаются смешными.

Религиозные шутки делятся на несколько категорий:

  • Шутки, основанные на стереотипах, связанных с религиозными профессиями (например, шутки о монашках, шутки о священниках, раввинах, и т. п.)
  • Шутки на тему классических религиозных понятий: распятия, Адама и Евы, святого Пётра на вратах в рай, и т. д.
  • Шутки, в которых конфликтуют различные религиозные конфессии, например: «Раввин, знахарь и пастор отправились на рыбалку…»
  • Письма и обращения к Богу.

Самоуничижительный юмор внешне похож на стереотипные шутки, но ставит целью посмеяться над самим собой. Он иногда используется и политиками, которые ценят его возможности по превентивной реакции на спорные вопросы, за счёт чего можно выбить некоторые аргументы у критиков. Например, когда Авраама Линкольна обвинили в двуличности, он ответил: «Если бы у меня было два лица, вы думаете, я бы носил именно одно из них?».

Сюрреалистические или минималистские шутки используют семантические несоответствия, например: «Вопрос: что это — красное и невидимое? Ответ: непомидоры..»

Слоновьи шутки почти всегда имеют форму загадки или головоломки, часто в виде последовательности загадок, и обычно содержат сюрреалистический, анти-юмористический или мета-юмористический юмор, в котором обязательно присутствует слон.

Чёрный юмор имеет дело с ситуацией по принципу «если вы можете смеяться над этим, оно не убьёт вас». Обычно такие шутки построены на трагедиях, смерти, несчастных случаях, войнах, катастрофах или травмах.

Стиль[править | править код]

Шутка типа вопрос/ответ, иногда выглядящая как обычная загадка, имеет якобы просто вопрос и ответ, который закручивается для юмористического эффекта, при этом часто используются каламбуры. К этому типу принадлежат шутки типа «Тук-тук-тук. Кто там?», «Вкручивание лампочки», множество вариаций на тему «Зачем курица перешла дорогу?» и целый класс шуток типа «В чем разница между _______ и ______», в которых концовка часто состоит в игре слов или спунеризме с перестановкой двух совершенно очевидно не связанных между собой понятий.

В некоторых шутках требуется два человека, при этом на одного из них (как правило, это подыгрывающий партнёр комика) можно положиться, что он даст правильный ответ человеку, рассказывающему анекдот. Такие шутки чаще встречаются в исполнении на сцене, чем в неформальном разговорном юморе.

«Байки лохматой собаки» представляют собой очень долгую и запутанную шутку с намеренно слабой или полностью отсутствующей концовкой. Юмор заключается в том, чтобы создать напряжённое ожидание аудитории, а затем полностью её разочаровать. Чем дольше история будет продолжаться без раскрытия аудитории замысла, что это такая шутка, а не серьёзный анекдот, тем более успешной она будет. Некоторые шутки представляют высказывания в виде пословиц, поговорок, фраз из песен или рекламных объявлений, например шутки Николая Фоменко, Вадима Галыгина и Дмитрия Нагиева, звучавшие и звучащие после рекламы на Русском радио.

См. также[править | править код]

  • Анекдот
  • Комедия
  • Юмор
  • Задача-шутка (шахматы)
  • Парадокс
  • Каламбур
  • Русские шутки
  • Стендап (жанр)
  • Стёб
  • Сарказм
  • Шутка про Арсения

Источник: ru.wikipedia.org

Как у вас с чувством юмора? Способность человека подмечать смешное и умело шутить всегда высоко ценилась в обществе. Юмор помогает справиться с неловкостью и напряжённостью в общении, повышает «градус доверия» к тому, кто остроумен.

В то же время юмор может быть очень опасен (и я даже не говорю о цензуре для комиков): вместо доброй шутки он может обернуться обидной насмешкой. Это как если человеку дали ножницы, чтобы он постриг барашка, а он этими ножницами пустил барашка на шашлык.

«Ты что, шуток не понимаешь?» — если вам когда-либо приходилось слышать такое, поздравляю, мы с вами в одной лодке, и сейчас я собираюсь поднять паруса и уплыть от всех токсичных людей подальше. 

И прежде чем подует ветер и унесет нас по лазурным волнам в океан дружелюбного и бережного общения,  я заявляю: шутка — это когда всем смешно, а не когда кому-то обидно. А если уж вы решаетесь лить говно под видом шоколада, будьте готовы, что с вами тоже поделятся, и потом не открещивайтесь, мол, это ж говно, а я пошутил, не-не, угощайтесь, бон аппетит!

Древние философы, кстати, очень четко видели грань между шуткой и под**бкой. Хилон призывал остерегаться шуток, которые «таят кинжал издёвки» и ставят человека в глупое положение, а Пифагор советовал употреблять шутки с умеренностью. Мудрые люди, не зря память о них живет в веках… А вот подруга, которая постоянно «подшучивает» о вашем весе, или родственник, который «шутит» на тему ваших любовных неудач, точно вам говорю, канут в лету. Есть ведь не так много причин, почему кто-то в компании друзей или коллег подшучивает: зависть, соперничество, иерархия (разберемся, кто тут звезда, а кто — на подпевках, дальше по тексту) и, наконец, простое и понятное выражение агрессии.

Современный же философ Славой Жижек писал, что подлинная близость людей проверяется их способностью обменяться некорректной жесткой шуткой. Обменяться. Ты мне, я тебе. Равенство. Как я писала ранее, любишь людей стебать — люби и принимать свою желчь назад, не прячась за позорными фразами в духе «у тебя просто нет чувства юмора». На самом деле, если вам в общении не давали карт-бланш, то лучше с людьми быть деликатным, это уместно и можно даже за умного сойти.  

Психологи тоже советуют мирными методами не ограничиваться. Например, Мария Пугачева (вы могли её по ТВ видеть) уверена, что единственный способ отучить кого-то саркастически издеваться над вами – это бить тем же концом по тому же месту. Если человек будет знать, что на его выпад последует аналогичный выпад и он сам станет уязвленным объектом, то лишний раз в нападение точно не пойдет. 

Читайте продолжение статьи на Love Journal

Над вами когда-нибудь обидно подшучивали близкие люди? Пишите в комментариях ↓

Источник: zen.yandex.ru

В «11-й месяц лютого голода»…Второй месяц зимы. С 21 января по 20 февраля…

«…Природа человеку и мать, и злая мачеха. С этого начались все наши сказки», — Пришвин

Именно в этот зимний «лютый» месяц, одиннадцатый, — в соответствии со своим будущим Лесным календарём, — и родился Виталий Валентинович Бианки (11.02.1894). Питерский, ленинградский детский писатель, биолог. Истый гуманист. Всеохватный пропагандист и распространитель естественно-научных знаний. Учёный. Художник. Педагог. Подвижник. Вслед за С. Я. Маршаком он достойно и достаточно бодро входит в советскую литературу — печатается в журналах «Чиж», «Ёж», «Воробей», «Новый Робинзон» и др. Из номера в номер публикуя своего рода журналистские репортажи — фенологический календарь. Что стало прообразом «Лесной газеты на каждый год» (1927).

По ночам на крышах происходят кошачьи концерты.Кошкам они очень нравятся.Концерты кончаются отчаяннойпотасовкой между певцами.

Вдогон за М. М. Пришвиным — с его «Лесной капелью» — Бианки заполняет пустующую по существу в СССР нишу профессионального педагога-писателя, всесоюзного глашатая многообразия красот и чудес родной природы. Одновременно противопоставляя свежее видение передового анималистического направления — бытующему тогда вульгарно-социологическому взгляду на детскую литературу и на педагогику вообще.

И ежели для Пришвина важно было субъективное усвоение природы, её философское осмысление и восприятие, более связанное с эстетизмом, — то для Бианки эталоном художественной правды являлись точность и объективность формируемой картины мироздания. Являлось её научное содержание, диктующееся всеобъемлющими знаниями биологии, орнитологии, зоологии, краеведения. Хотя и Пришвин, добавим, начинал путь как учёный: «Мучился всю жизнь над тем, чтобы вместить поэзию в прозу», — целомудренно признавался он.

По-пришвински, Бианки чрезвычайно много путешествовал по стране: «Если вы хотите узнать родную землю по-настоящему… своими ногами пройдите по ней — по просёлочным дорогам, лесным и полевым тропам и совсем без дорог (Ю. Дмитриев о книгах Бианки). Вдоль и поперёк он объездил-исходил Центральную Россию, Поволжье. Был на Севере, в Казахстане.

…Большинство птиц летит прямо на юг — во Францию, Италию, Испанию,на Средиземное море, в Африку. Некоторые — на восток; через Урал, через Сибирь в Индию.Тысячи километров мелькают внизу.


«…Сотни тысяч молодых дубков, клёнов, ясеней выстроились вдоль Волги, пересекая степь от края до края. Сейчас деревца ещё малы, они ещё не окрепли, и у каждого из них много врагов.
Мы знаем, что один скворец уничтожает за день 200 граммов саранчи. Эти птицы принесут большую пользу лесным полосам, если будут жить недалеко от них. Вместе с усть-курдюмскими и пристанскими пионерами мы смастерили и развесили возле молодых лесов 350 скворечников.

Всё это, конечно, скромные пионерские дела. Но, если нашему примеру последуют другие пионеры и школьники Советского Союза, все вместе мы принесём большую пользу Родине» (Лесная газета).

…Согласитесь, дорогие друзья, насколько же важно, чтобы дети росли добрыми, отзывчивыми и умными. Тем не менее, всё труднее и труднее становится современным родителям выполнять простой с виду план «осуществления добра» в связи с засильем инородной «иностранной шушеры» (В. Васнецов).

Издавна с проблемой воспитания ребёнка помогала справляться не что иное, как забота об окружающем растительном мире и животных — домашних, диких-лесных, — неважно. «Никакая игрушка не привяжет к себе всего сердца ребёнка, как это делают живые любимцы. В любой подопечной птице, даже в растении, ребёнок прежде всего почувствует друга» (В. Бианки).

В. В. Бианки как никто другой постарался окрасить свою жизнь и жизнь окружающих его людей щедротами добра, света. Воспитанием чувств любви и благожелательности в подрастающе-юном «младом племени». Несколько поколений русских, советских людей носили и хранили в сердцах заветы и научения В. Бианки в отношении бережного и чуткого восприятия живой природы, растений, четвероногих собратьев, — в отношении нашего сосуществования под общим Солнышком-солнцем.

Знаменитая «Лесная газета» Бианки лишь при жизни автора выдержала 9 отдельных изданий (1-е изд. 1927. 9-е — 1956)! Популярность сия объяснялась не только новизной и обильностью, обширностью материала, но и открытой В.В. новой формой научно-художественного труда — подлинной энциклопедией русской природы. Как, например, в сборнике «Лесные были и небылицы».

До конца дней В.В. творил с непрекращающейся интенсивностью и неизменным успехом. Книги писателя переведены на многие языки и пользуются широкой популярностью у читателей всех возрастов, во всех уголках света. До сих пор многократно переиздаются.

Целый день трудился Жаворонок: летал в поднебесье и пел.Пел, чтобы все знали, что всё хорошо и спокойно и поблизости не летает злой ястреб. Пел, чтобы радовались полевые птицы и звери.Пел, чтобы веселей работалось людям.Пел, пел — и устал…


Любимый жанр В. Бианки — сказочный. Которому писатель дал весьма характерное определение — «Сказки-несказки». То есть сказки с довольно крепким реалистическим основанием. …Так, к попавшему в беду муравьишке лесные собратья вовремя приходят на помощь и помогают добраться до дома точь-в-точь до захода солнца…

«Сказки-несказки» сочетают в себе признаки научно-художественных произведений и фольклорных. Развитие волшебного, сказочного сюжета даёт возможность драматизации, опоры на игровое его исполнение. Что выразилось в театральных постановках, экранизациях, мультфильмах.

Первый рассказ — «Чей нос лучше?» — напечатан в 1923 году. …История про Мухолова-тонконоса, который не может клевать зёрнышки: нос слишком тонок. День-деньской ловит мошек, гоняется за ними, — а живёт впроголодь!.. В очерках В.В. умещалось также много точных сведений. Но писатель бережно и с любовью несёт маленьким читателям не единственно научную информацию — он никогда не бывает исключительно натуралистом. Бианки весело и добродушно жонглирует, перекидывается словами. Знает очарование их созвучий и власть их над ребячьей душой. Чуткой, непосредственной. Сказочные герои Бианки спорят, сердятся, насмехаются друг над другом, становятся похожими на людей: Тонконос, Крестонос, Долгонос… Мухоловы, бекасы, кулики, козодои — птицы-персонажи, о которых заходит речь, воплощаются в непоседливых участников драматических мизансцен.

Герои повестей и притч действуют сообразно природным привычкам, врождённым качествам, значениям и навыкам. Как учёный, Бианки никогда не нарушал биологической буквальности, пунктуальности тех сведений, кои нёс читателям. Из произведений В.В. можно узнать о среде обитания птиц и зверей, их обыкновениях, передвижении и перелётах. О выведении и воспитании потомства: «На великом морском пути», «Где раки зимуют», «Оранжевое горлышко».
«Слушай меня, — сказал тогда Старый Воробей. — Ты летай себе посадам, полям и лесам, летай да присматривайся, что кругом делается. А какуслышишь, что месяц кончается, прилетай ко мне. Я тут живу, на этом домепод крышей. Я буду тебе говорить, как каждый месяц называется.Ты все их по очереди и запомнишь».


Бианки оправданно считал родственным личной художественной манере стиль и образность фольклора, находя в нём свойства того же «мифотворчества», что и в детских придумках-играх. В безбрежной народной стихии художник лицезрел опору собственным исканиям, — распространяя таким образом сие воззрение на созидание вообще, в том числе литературное:
«Писатель — дитя народа, он растёт из глубин народного мироощущения, мироопределения — народной веры, мифотворчества своего народа» (В. Бианки). — Здесь он, кстати, вполне схож с пришвинской дефиницией: «Писатель — это стрелочник времени. Мой современник — …тот, кто сам участвует в создании нового времени, кто на это душу свою положил» (М. Пришвин).
В глубокой народной традиции пребывает и мораль бианковских сказок, — где добро и справедливость всегда оказываются сильнее. Но заметим, победу одерживает лишь тот, на чьей стороне Знание с большой буквы. В сказках различимо стремление автора к конкретности и психологической чёткости в генерации «конструкций» характеров.

Не поступаясь авторской индивидуальностью, Бианки не только крепко усвоил, но и всесторонне развил фольклорные традиции. И в жанре сказки, и близкой ей по духу «несказочной» истории: бывальщине, охотничьем рассказе, — он создал общепризнанные шедевры: «Кто чем поёт?», «Первая охота», «Лесные домишки», «Мышонок Пик». В зависимости от замысла писатель преобразует традиционную структуру фольклорного сюжета, фабулы и логику фольклорной задумки — мотива. Словно высококлассный музыкант-импровизатор, — интерпретируя мелодию, — умело ограняет, украшает композицию в целом, не меняя первостепенного смысла.

В произведениях же, целиком обращённых к детям, мастерство художника также присутствует во всём, о чём он пишет. Ярко высвечиваются виртуозно преодолённые границы, отделяющие, точнее, оттеняющие его как детского сочинителя-живописца — от «взрослого».
Этот зайчонок из листопадничков. У зайчих первые зайчата родятся весной, когда ещё снег корочкой — наст. И называются они настовичками. А последние в году родятся осенью, когда уже лист с деревьев начинает падать.Их охотники так и зовут — листопадничками .
Особое место занимают психологические новеллы, где героем выступает охотник, натуралист, внимательный наблюдатель. Он открывает тайны природы, испытывая радость познания великого и бесконечного чуда бытия. Таковой чертой блистательного созидательного дара писатель зримо сближается с ощущениями ребёнка, обнаруживающего для себя Большой божий мир. Данное свойство характера объясняет парадокс писательской самохарактеристики: реалист и натуралист — и в то же время «мифотворец»! Который, подобный дитяти, — играя, — творит из игры сказку, миф. Творит ликование, восторг.

…Идеологические гонения трагически отразились на судьбе Бианки, высланного в 20-е годы в г. Уральск. Позже — в Новгородскую область. Нелёгкие путевые впечатления легли в основу книг для взрослых: «Конец земли» (1933), «Птицы мира» (опубл. 1960), «Одинец» (1933). В 1929-м возвращается в Ленинград. С началом весны писатель по обыкновению надолго покидал квартиру. Обратно в город — восвояси — сбираясь поздней осенью…

Умер Виталий Валентинович 10 июня 1959 года. По его собственной Лесной хронологии то был «3-й Месяц Песен и Плясок» — третий месяц весны: с 21-го мая по 20 июня.

Почему третий? Да потому что Новый год в лесном календаре приходит не зимою, а весной, — когда солнце вступает в созвездие Овна. В «1-й Месяц Пробуждения от Спячки» — с 21-го марта по 20 апреля.Ведь в лесу у зверей и птиц всё не по-людски — в лесу всё и вся живёт по расчудесному и долгожданному Солнышку-солнцу. Олицетворяющему счастливую жизнь — и нескончаемую вечную память.

Ну, и в заключение, любимый мультик по мотивам повествований нашего именинника:

Источник: pikabu.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.